SIX AND MORE:

"Blue Q" (Archegon)

Дадаистская эстетика по-прежнему актуальна, и этот необычный проект тому подтверждение. Реверберация живой и свободной электро-импровизационной сессии и музыка, отличная от всего, что вам вряд ли раннее приходилось слышать, настолько, что даже не пытайтесь охарактеризовать ее в определениях. Без сомнения, это электронная музыка, но... "Импровизационная музыка в комбинации электроникой не является ныне чем-то новым, но этот проект - исключение. Их наиболее обширный концерт включает 20 участников на сцене, создающих импровизационную музыку с использованием компьютеров, синтезаторов, впрочем как и более традиционных для музыки источников в виде гитар. Проблема с импровизационной музыкой по большей части заключается в тяжелом привлечении внимания к ней со стороны самих слушателей. Однако, без сомнения, она способна таить в себе огромные возможности и потенциал. Отсюда и уверенность, с которой можно утверждать, что данный тип музыки заслуживает большего внимания с нашей стороны (я уверен в этом!)..." (Frans de Waard, Vital 37).

Сэмплеры, диджитал- и аналоговые синтезаторы, компьютеры, кольцевые и цифровые модуляторы, гитары, эффекты... Здесь нет чопорных, приятных, легко узнаваемых ритмов и мелодий. Странный, разносторонний и отличный от других, проект Six And More родился в Германии 5 января 1991 (и их второй альбом "Blue Q" знаменует 5 годовщину проекта), когда горстка музыкантов собралась на свою сессию в Мюнхене, чтобы провозгласить свое вновь рожденное художественное видение - свободного коллектива импровизации как медиума, и достигаемой через саунд чистой коммуникации шести и более музыкантов, играющих на электронных и электро-акустических инструментах.

Это стало единной определяющей идеей для четырех выступлений, прошедших в Мюнхене, наиболее значительные фрагменты из которых позже легли в основу дебютного альбома Six And More "Do No Open!", вышедшего в декабре 1993 и представившего 15 участников проекта, а вместе с тем и весьма интересный спектр электронной музыки и связующих музыкальных сфер.

В "Blue Q", последовавшем три года спустя,вы уже можете услышать 34 музыканта, принявших участие в этом интересном эксперименте по мотивам концертов в Гамбурге и Mulheim-Karlich в 1995, а также сессий в Берлине, Мюнхене и Майнце. Признаюсь, из 38 групп-участников мне знаком лишь немецкий дуэт P.A.L. Представленные записи датируются августом 1992 по сентябрь 1994 и включают 16 композиций общей продолжительностью около 70 минут с некой холодной подземной сферой (гараж, тунель, переход?) на обложке, погруженной в колонаду с синевой у горизонта. Список включенных в запись инструментов обширен и разнообразен: CD-player, drum machines, акустические шумы, таймер, feedbacks, электро-акустический soundboard, миксер, гитара, французский рожок, виолончель, пленки, голос, soundmix, сэмплер, секвенсор, мини-диск, матричный принтер, прямые/параллельные эффекты, компьютер, аналоговый/диджитал синтезаторы..., вновь в смешении местных стилей и инструментальных особенностей воплотивших индивидуальное неповторимое звуковое видение участников проекта со всей Германии.

Не могу удержаться, чтобы не привести здесь великолепную на мой взгляд рецензию к данной работе, опубликованную Frans de Waard на страницах Vital Weekly: "Несомненно, Six And More являются одной из наиболее интересных групп, восходящих концептуально. Шесть и более музыкантов контактируют через почту друг с другом, пересылая электронный и электро-акустический звуковой материал, в финале редактируемый Gunter Schroth в Мюнхене... Это музыка сыновей и дочерей Штокхаузена (...), использующих различные звуковые источники. Она лишена доступной легковесности, но должна ли она быть таковой? Если ты хочешь требовательной музыки, твое место здесь"... (Vital Weekly # 55)

Six And More предлагают нам спектр экспериментальной и авангардной музыки, будоражащей воображение новыми горизонтами мира импровизации. В русле серии саунтрэковых пьес с одной стороны, отражающих упадочный разрушительный характер современного индустриального мира с другой и ритуальный, более сосредоточенный на звучании природного характера с третьей. Действительно, прослушивание их нельзя назвать легким и простым - сила каждой приглашенной индивидуальности обнаруживается здесь не сколько в каждой отдельно взятой персональной экспрессии, но более - в единном коммуникативном звучании в целом. "...И если ты скажешь мне, что они звучат словно с другой планеты, я готов поверить в это!" - хочется заключить напоследок словами из Slide Line.

Игорь ВАГАНОВ


DISCOGRAPHY:

Do Not Open (1993, Archegon)

Blue Q (1996, Archegon)


CONTACT: GUNTER SCHROTH, AM ALTEN WEG 27, 55127 MAINZ, GERMANY