ОСЕНЬ ПАТРИАРХА




KOJI ASANO: "The End of August" (Solstice)

Коджи Асано - представитель новой волны японской экспериментальной и электро-акустической сцены - одно из мало известных у нас имен. И это несмотря на его весьма поразительную роботоспособность, как в звукозаписывающей сфере, так и в презентациях своего творчества по всей Европе. Последние годы музыкант живет и работает в Испании, в Барселоне, где находится его лейбл Solstice и где был создан данный 22-й (!) по счету альбом (и второй, на моей памяти, за пол-года). Конец августа в представлении японского музыканта воплощает единная околочасовая минималистическая сюита, условно поделенная на 22 фрагмента. Прежде всего это мелонхоличный и пред-осенний по настроению обволакивающий и величественно-меланхоличный перезвон колоколов, символизирующий прощание с летом как некое угасание жизни, и наступление времени переосмыслений, раздумий и философского проникновения вглубь и характер повседневных вещей. Это и городской ландшафт, погруженный в плавно скользящее, осязаемое звучание невидимого органа, и бьющиеся в зазеркальные лужи капли осеннего дождя - состояние места - здесь и сейчас - спиритуальное по своей сути, гармонии, парению и покою. Здесь нет преукрашенных аккордов, неожиданно вспыхивающих оттенков звуковых рисунков, как нет экзотических образов фресок и гобеленов, величественных архитектурных излишеств Гауди и призрачных пасторалей, эскапады эпических и теософских надуманностей. Однако все это незримо присутствует в воображении музыканта, и вы ощутите это сполна едва погрузившись в ауру этого альбома. Тема "Конца августа" звучит отчетливо по-европейски, но с восточной ментальностью как мантра, как откровение. Она печальна и совершенна в своей мудрой звуковой отрешенности, одиночестве и открытости. Она звучит как детская музыкальная шкатулка - монотонно, усыпляющее, чарующее, слишком хрупко и трогательно, но камерно для приходящих сумерек и ночи. Она звучит как фортепьянные шопеновские прелюды, исполненные в русле амбиента и гравитации, как задокументированная хроника фильмов "Мертвый сезон", "Солярис" или "Небо над Берлином" - повседневная проза жизни, над которой паришь подобно героям полотен Шагала, над суетой бытия, в воссоединении с такими же immortal souls... Созвучие ревербирирующих клавиш, протяжный глубокий рокот виолончели, скрытые шерохи и scratches в background'e складываются в общую астральную картину гармонии, неторопливой, сгущающуюся и расплывающуюся подобно свечному воску, во всей своей убедительности и поэтичной глубине. Очень скоро музыка омертвеет, угаснет и наступит тишина, нескончаемая как величайший момент истины. И последнее. Если в вашей коллекции есть альбом "101" другого японского проекта - Aube, не поленитесь, поставьте рядом. В чем-то обе работы возможно покажутся вам созвучны - и по характеру, и по настроению, хотя писались несомненно в разной environmental-среде. Но вполне вероятно, оба - в конце августа. Концептуально последовательная и грамотная работа. Фото и дизайн исполнены автором. Наслаждайтесь!

 

Igor Vaganov

CONTACT: Solstice, Tagamanent, 5 Atico 08012 Barcelona, Spain

 

KOJI ASANO: "Spirit of the Wardrobe" (Solstice)

Долгое время среди моих знакомых ведутся споры вокруг работ Асано - нравится-не нравится. Но процесс познания, беспорно, вещь индивидуальная, и мое мнение здесь весьма субъективно. Работы Асано разные и оценка их не однозначна. Лично я успокаиваю себя просто тем, что я еще мало смыслю в этой жизни, для того чтобы быть способным настолько проникать в ее смысловые глубины, как это получается, скажем, у японских музыкантов с их издревне воспитанной в крови эстетикой миросозерцания, мудрого отношения к жизни и передачи его в творчестве. И судить их только не мне... Хочу также добавить, что в нашей недавней беседе с музыкантом на вопрос, что служит для него вдохновением вдали от родины на чужой испанской земле, я ожидал услышать все, что угодно - пространные разговоры об архитектуре Гауди, мистические бесконечные размышления о темной драматической энергетике инквизиционных камней в фасадах кафедралов и на мостовых... Но Асано со всей краткостью, четкостью и лаконичностью своих архитектурно выстроенных работ ответил просто - небо Барселоны, чем обескуражил мое разбушевавшееся воображение. В клочке неба Испании найдете вы отголоски его новой, 24-й по счету работы. А еще в Хиросигевском осколке ветви на обложке, исполненном руками самого Асано.
...kогда я слушал новую работу музыканта - неожиданную, обескураживающую как всегда своей лаконичностью, концептуальностью и минимализмом - мне отчего-то вспомнились последние кадры ленты "Прет-а-Порте", когда на последней демонстрации моделей парижского салона мод от кутюр на подиум вышла совершенно нагая модель. Лишний раз подчеркивая, что все гениальное в этом мире уже давно изобретено, просто по своей природе и вместе с тем совершенно. Для музыканта такой выбор заключен в тишине, которая является главенствующим из звучаний. Малевич какой-то, скажет кто-то, вспомнив "черный квадрат". Возможно и так. Судите сами. В течение более чем часовой по продолжительности звучания работы слушатель лишь первые минуты слышит изредко доносящиеся на фоне бездны забвения короткие хаотично обрывающиеся механико-акустические сигналы - где шум, где скрип, где скрежет, где резонанс... Вскоре и это "удовольствие" как-то само собой отмирает, уходит в вечность, и вы один на один остаетесь с тишиной. Бесконечной и прозрачной. Может быть у музыканта просто выпал фонивший время от времени штекер, и сыгранная работа просто не записалась?

Восток, как известно, дело тонкое. Особенно рефлексируя в устах музыканта, всецело погруженного в пан-европейскую культуру на протяжении уже шести лет.
Очередной сон испанского разума, порождающий новых японских чудовищ. Но японцы знают ответ... И напоследок, еще несколько строк от самого музыканта:

"Nothing seems strange in Europe for me. They are all normal. So for me, in Europe I not see various in art scene. Also I can not think Japan and Europe as two different things. Of course they are always different in each country, even inside of Europe, Spain and France are different. But I don't care much about those differences. I mean, it was just Spain which I selected, and I won't be here forever. Always changing and it's not so important where I am.
Well, architecture, other culture, traditional things here in Barcelona, they are interesting.
but it's not main reason for me. Main reason is just colors of sky. And talk about creative processes inside me like an artist, what is the most important for me, I think Inspiration and Talent. That's all what is important".

C cиим и оставляю вас в глубоких раздумьях.

Igor Vaganov

CONTACT: www.kojiasano.com


KOJI ASANO: "SPHERICAL MOSS FACTORY" TOTOMI TOKUNAGA AND KENTARO SUZUKI




When violin and contrabass splashes its nature in each moment of alien life,
when bamboo intercept the voice of wind,the fire of furious sun take a birth...
its time of sobs and whispers on Spherical Moss Factory,where reigns a sound as itself,sound,
beating by the embodiements on numerous spits of little truthes according to the light swing
upwards of Koji Asano imagination.So,this release more sharper as anyone alse underline that
never,unfortunately never east and west will agree in one destructive shiver and one what
is possible is the graceful sighes of each other,
and an alliance of Tomomi Tokunaga and Kentaro Suzuki can depict it, in those hands the
in struments became alive by own,independent to the owners lifes,because this music, as it seems,
is the music, not created and filled up by human imagination, expression and thoughts,
but its a real, intiamte and stubborn life of those what have no voce for the first
sight-its voice of wind, its cryes of of twilights and tiny cheeries- first of all, its agonic and monumental, incredible and obvious existation of those world that is not available for us in its protoplastic form.And one way- is cultural artifacts, watered by environment.And why is so sharp exactly there the difference between two cultures?- because one,oriental is based on inner force of outside, and embodies it by all the means, in each artifacts,thats why here is so obvious the emprovising hovering motion of sound,the metaphysics of sound,existing in the cultural range,depicting the compising psychological condition of musicians,and owing to is so clear and bright became the fact of invisible creating familiar processes all over the environment-sound as human being can live and feel,believe and trust-and to see it is the first sign of oriental world,breathing by the throwing and dreaming of invisible.Be grateful those who are endued by the talant of seeing of invisible, strange and beautiful,malignant and gloomy by the nature.As TotomiI Tokunaga and Kentaro Suzuki.Those, who are having admittance to Spherical Moss Factory.

More info:www.solstice-europe.com