ВТОРАЯ МОДЕЛЬ
VARIOUS ARTISTS: "Swarm Of Drones" (Asphodel/Sombient, 1995)
"Some God lies hidden in the Asphodel - Ложь иных Богов сокрыта в...," не нуждающиеся в комментариях слова английского классика Оскара Уайлда легли в основу творчества базирующейся в Нью-Йорке американской компании Эрика Гилберта (Erik Gilbert) Asphodel Records. Для того, чтобы узнать, где именно таится святая простота нынешних Богов, вам достаточно погрузиться в их последнюю двойную интер-компиляцию, озаглавленную "Swarm Of Drones" (Гудящий рой; кроме того, drone подразумевает и "говорить монотонно"). Это вторая работа серии электронных коллажей, совместно выпущенная с саб-лэйблом Sombient при участии калифорнийского Sound Traffic Control, в активном взаимодействии музыкантов, инженеров, виртуальных кибер-студий и сложнейших звуковоспроизводящих систем разрабатывающего новейшую технологию рождаемых звуковых скульптурных форм и доселе неслыханных объектов в своём - вплоть до ньюансов - глубоко эмоциональном контексте. А "монотонно" звучат на ней все те зарисовки холодных (вплоть до озноба) подводных глубин ambient-noir, высекаемые из выпотрошенного звукового фона изоляционистской тундры, раннее непубликовавшиеся и сокрытые секретные материалы мировых экспериментаторов транс-гипнотических зон и синтетических звуковых ландшафтов. В данном конкретном случае это этно-иновационная до-Колумбовская эзотерика американца Steve Roach и дискретные миры бельгийцев Vidna Obmana, мультикультурализм электро-акустических работ Robert Rich, Jeff Greinke и англичан Rhythm & Noise, ISO Ambient Orchestra, Lull Мика Харриса и звуковые фильтрации его бывшего коллеги по Scorn Джеймса Плоткина, записавшего блестящий split с нойз-гитаристом Zenigeva KK Null "Drowning In Aurora"; Robert Fripp, выступивший с чарующе светлой атмосферной сюитой в духе ранних экспериментов с Брайаном Ино "Evening Star" и собственного позднего манифеста Guitar Craft - "2000 II", записанной "живьём" в Аргентине; экзотические наскальные росписи восточно-арабской калиграфии DJ Cheb i Sabbah(a) и космические сонирующие инсталяции Maryanne Amacher - эпизоды серии её видения будующего Культурной информатики ХХI века, представленного в 1992 году на Cyber Sound Week Fest в Токашиме, Япония...
Откровенно говоря, монументальность "Swarm Of Drones", слитая в единное осязаемое пространство Человека, Мира и дыхания Тишины, как и известных издревне ритуалистических знаков Воды, Огня и Ветра, поражает воображение своим философским переосмыслением на пороге нового века и его нынешних ритуалов, собранных воединно ныне в данной работе. Это также и вскрывающиеся обертона звучания, достигаемые посредством активно задействованной лаборатории STC, и собственно безграничность креативного познания художниками своих звуковых образов, и ,одновременно, использование технологии и инструментов под стать идее - от звучащих на "Flat Earth" Vidna Obmana неотразимых китайских цимбал, ниспадающих капель дождя и камней, до отдалённых акустических полутонов Евротрадиционализма и пиротехники контрабаса, аккордеона и виолончели на "Soli Deo Gloria" (Во славу будет Господь) Janis Mattox при участии Sussan Deihim на вокале. И как результат, - поражающий глубиной художественной затемнённости, меркнущий подземный мир образов в призрачном уединении нового звукового ритуала для будующих слушателей, напоминающий гуманизм визуальных провидений великого американского андеграунд-философа, писателя Филиппа Дика (Phillip K.Dick) в недавней экранизации "Кричащие" по мотивам его рассказа "Second Variety": "...Этим моделям всё равно, кого разрывать на части. Для них все люди одинаковы. Они делают то, для чего спроектированы. Просто выполняют первоначальный замысел - найти жизнь, где бы она не находилась, и уничтожить".
Таким образом, список жертв начат, и "Swarm Of Drones" предупреждает нас об этом - остановить и обратить мысль вглубь себя и своего прошлого посредством будующего.
ИГРЫ БУДУЩЕГО В ТРЕТЬЕМ ИЗМЕРЕНИИ
"Чистое безграничное пространство есть идеал, который западно-европейская душа непрестанно искала в окружающем ee мире..." Освальд Шпенглер, "Закат Европы", 1918
v/a:"A Storm of Drones" (Asphodel/Sombient)
"Принцип формы останется единственным неизменным связующим звеном с прошлым - с обычной способностью человека думать..." (Джон Кейдж)
Этот триптих является завершающей работой увлекательной серии "Drone" - монотонного гула и экспериментальных творений в области т.н. электро-акустических ландшафтов ambient-noire, начатой два года назад нью-йоркским лейблом Эрика Гилберта Asphodel совместно с подразделением Sombient и калифорнийской лабораторией радикально- передового звука Sound Traffic Control из Сан-Франциско альбомами "The Throne of Drones" и "The Swarm of Drones". Если помните, весной прошлого года на этих страницах я уже представлял эти две предыдущие работы, потрясающие воображение виртуальным звучанием Роберта Фриппа, Мариан Амахер, Стивена Роуча, Майкла Рудольфи и, конечно, самой звуковой артиллерией STC. Поэтому, заинтригованный превосходным обзором Франца Де Варда в голландском "Vital Weekly", с нетерпением ждал новой работы.
"...Прошлой ночью в своих снах я застыл над склоном странного, покинутого всеми города. Словно после чьей-то бомбежки, большинство его небоскребов мертвыми надгробиями остовов замерли в горящих облаках, исходивших над пустынным окрестом - скользя сквозь иссохшие структуры, они рождали странное звучание и стоны, шелест упадка и урбанистического безумия непокидающей смерти. Словно вопрошая, город скорбно глядел на меня. Исходивший с руин звук ласкал мое лицо опустошенным эхом лишенного метафор мира".
Такими словами с пустынного первобытного земного ландшафта на обложке, населенного доселе невиданными мистическими внеземными электро-механическими насекомыми, электронным ураганом обрушивается на вас модернизированный апокалипсис, известный в 60-х по работам Pink Floyd, а позже - итальянца Людовико Де Луиджи или упомянутого мной в прошлый раз мастера американской кибер-фантастики Филиппа К. Дика с его мутирующими жуткими тварями. И вновь на ум приходит: Мы в ответе за тех, кого приручили". В кибернетическом коллективном сообществе и снах медиа, обращенных к образам воображаемого прошлого, в звуковом информационном потоке - ниспадающих эволюциях нашего генерирующего в безумных откровениях мира - и ненависти, где "природное" заменяют синтетические удовлетворители, которые мы привычно называем "созданное человеком", мы уживаемся в царстве скоростей, зонах впечатлений, антологиях рефлексов. И амбиентная музыка этого мира происходит из драматического соседства сил в странном непрекращающемся диалоге человека и машины, как в неких видео-играх будущего, где "каждая из великих культур выработала тайный язык своего мироощущения, вполне понятный только тому, чья душа принадлежит этой культуре".
Тройной альбом "A Storm of Drones" предлагает нам три образа-носителя мира, условно обозначенных как "Аудио", "Среда" и "Погружение". Первая всецело воссоздает ранее незнакомый широкому кругу материал великолепного канадского лейбла "еmpreintes Digitules", основанного в 1990 г. и сфокусированного на интересных инновационных работах в области электро-акустики (как манипуляции с тейпами, компьютерными технологиями и живой электроникой), радио-арта, конкретной музыки и автономной акустики, представляя звуковые цитаты из работ Robert Normandeau, Denis Smalley, Patric Ascion, Stephane Roy, Gilles Gobeil, Mario Rodrigue, Jonty Harrison, Paul Dolden, бельгийского музыканта Annette Van de Gorme и пионера электро-акустики Francis Dhomont, записанных совместно с планетарием Монреаля, Бермингемским театром электроакустического звука, Radio-France и ВВС, и не раз удостоенных престижных наград Международной конференции компьютерной музыки в Ванкувере в 1985 (Paul Dolden) или Noroit во Франции (Patric Ascion).
Тему "Среды" продолжают глубинные недра звуковой тьмы, исследуемые опытами с аналоговыми пленками и эквалайзерами австралийца Alan Lamb, странным мистическим светом ослепительного Darren Copeland, санирующей какофонией на девяти тромбонах Stuart Dempster, спиральными струнными обертонами Ellen Fullman , звуковыми манипуляциями Naut Humon и DJ Spooky, сокрушительным гулом Michael Stearns, природным звучанием Maggi Payne, тканью звуковых кристаллов Steve Roach и Aloof Proof.
И наконец заключительный звуковой рисунок финальной части, погружающий в магическое совершенство звуковых волн, струнного гула, манипуляций с клавишными, микрофонами, обертонами, фильтрами, процессорами David Kwan, Elliott Sharp, ISO Orchestra, Gregory Lenczyski, Robert Rich, Jeff Greinke, Voice of Eye, санирующей коллаборации бельгийцев Vidna Obmana c Asmus Tietchens, подводя черту 3 часам 40 минутам одного из самых непредсказуемых и решительных экспериментов современной инновационной сцены прекрасной кодой Maryanne Amacher.
...Ино называл амбиентную музыку "вымышленным психо-акустическим космосом". Кроме того, мы живем в царстве пронзающих саундбайтами звуков, и это не Иновский стиль амбиента. Это не музыкальная сома. "...Они останавливали свои взгляды на нас, они говорили: может ли кто-то действительно помнить те ключевые слова,обволакивающие нас ложью? Мы давали им наше сердце, которое было не больше, чем тусклая песнь",- заключают работу слова из "Магнетических полей" Андре Бретона и Филиппа Супо.
Одна из лучших работ прошедшего года.
Игорь А. Ваганов
Contact:
Asphodel, P.O.Boх 51, Chelsea Station, New-York, NY 10113, USA