АРХИВ: НИК КЭЙВ ГЛАЗАМИ "ROLLING STONE"
Он одет в чсрное,как всегда.Потягивает пиво и курит одну сигарету за другой
в баре Гроучо Клуба - модной сегодня дыры для избранных,часто посещаемой лондонской
литературной богемой.Австралийский певец,композитор,писатель,написавший два
романа,Ник Кэйв каждым своим дюймом выглядит как стильный нигилист с успешной
карьерой: угольно-чсрная тройка,тсмный шслковый галстук,шикарная голубая рубашка
с белым воротничком.Его чернильного цвета волосы зачeсаны назад хаотичной
аркой, ниспадающей вниз едва он наклоняется раскурить очередную сигарету.
Разговор,как и стоило предположить,мрачен.В основном о жадной похоти,религиозном сумасшествии,ужасающем фитишизме и графическом насилии,которые заметно присутствуют на страницах дебютного романа Кэйва "And The Ass Saw The Angel".Собеседнику становится не по себе,когда Кэйв заводит разговор о том,как он себя нерасторжимо связывает с главным рассказчиком книги,мизантропом,деградирующим немым по имени Юхрид Юкроу.
"Комната в Берлине,где я написал роман пожалуй была похожа на ту,которая могла быть у него,- говорит Кэйв низким,прилежным голосом.- Вокруг было столько визуальной информации,вещей,которые он сделал бы фетишами в опасной степени,более опасной,чем сделал бы я. Волосы,например. У меня там висит много волос".
"Как-то я был на блошинном рынке и нашсл там коробку,маленькую коробку из-под шоколада,полную волос.Наверное три маленькие девочки отрезали себе волосы,уложили их вместе и держали там по какой-то одним им известной причине.Что с ними случилось дальше и почему три локона оказались в той коробке,долгое время эти вопросы не давали мне покоя.Что и толкнуло меня к написанию книги,рассказывающей о подобном фетишизме".
А где сейчас эта коробка с волосами?
Кэйв сонно усмехается:"Вообщем-то она пока у меня"...
"Я не рассматриваю своих героев с моральной точки зрения,- говорит он обезоруживающе.- Я нахожу их очаровательными,они нравятся мне.Не обязательно должно нравится их поведение.Достаточно понять их действия и происхождение зла.Даже можно поставить себя на их место,чтобы понять,что на их месте поступил так же".
"Я даю свободное пространство определснным чертам своего характера,- продолжает он,- некоторым вещам,которым - как человек - я не знаю выхода,в качестве мести.Как художник,я могу занять безопасную позицию и дать своим героям сделать за меня мою грязную работу".
"Первую половину книги я написал в уме",- говорит Кэйв,успевший использовать Юхрида в своих работах и в творческом замысле,включающем девочку-сироту,становящуюся объектом одержимости для главного героя и для удочеряющих ес религиозных фанатов."Затем замысел расширился до того,что в конце концов я захотел,чтобы герой убил девочку"...
"Это книга,обращснная огромной кучей вопросов к читателю,- считает редактор Петтифар.- Она требует,чтобы ес принимали как она есть.Если вы следуете этому,она становится для вас великой".
"Наибольшим
вызовом было заставить читателя симпатизировать этой сумасшедшей отрицательной
личности,- говорит Кэйв о свосм герое.- Я хотел растянуть читательскую мораль
насколько это возможно".
История этого вызова содержится во всей творческой действительности Кэйва.Рождснный
в Уоррэннебиле,маленьком городишке Виктории в Австралии,Николас Эдуард Кэйв
- сын учителя математики и литературы и библиотекарши - он уже в школе был
рокером со стажем."Снимал" Элиса Купера и Алекса Харви со школьной
группой в Мельбурне,когда вместе с одноклассником гитаристом Миком Харви он
организовал в середине 70-х THE BOYS NEXT DOOR.Разочарованные неудачными записями
и отсутствием успеха в Австралии,Кэйв,Харви,гитарист Роланд Говард,бассист
Трэйси Пью и
ударник Фил Калверт эмигрируют в 1980 г. в Англию,где сменив название на THE
BIRTHDAY PARTY наэлектризовывают стагнирующую британскую сцену драчливой смесью
арт-панкового ужаса.
"Откровенно
могу сказать,что THE BIRTHDAY PARTY вышли из юношеского отвращения к ситуации,в
которой мы оказались,и у нас была возможность переложить
все
это на людей,которые по нашему мнению того заслуживали",- говорит Кэйв."Нам
не было резона шокировать людей с помощью THE BIRTHDAY PARTY.В действительности
мы желали надругаться над людьми,атакуя их и причиняя страдания.И я думаю,все
это было освещено нашей неподкупностью,пока люди не возжелали,чтобы мы это
сделали с ними.Тогда мы разошлись и занялись другими делами".
THE BIRTHDAY PARTY также пострадала вследствие этой бонзай-атаки,и группа распалась в 1983 г. из-за ухудшившегося в группе климата и личных разногласий,в основном между Кэйвом и Говардом.
"Одной из причин нашего распада было желание Ника все взять в свои руки",- говорит Мик Харви,позже ставший с Кэйвом основателем BAD SEEDS и фактический менеджер Кэйва.(Харви также играет в собственном высоко почитаемом проекте CRIME & THE CITY SOLUTION)."Ник хотел петь свои собственные песни,чувствуя себя ответственным за то,что мы делали и какую реакцию вызывали.Именно Нику было необходимо идти своим путсм".(Говард организовал свою собственную группу THESE IMMORTAL SOULS,Трэйси Пью умер в 1986 г. от осложнений,возникших на почве эпилепсии).
Первые же студийные альбомы Кэйва с BAD SEEDS показали,что он превратил свои
песни в захватывающие мрачные повествования,сдобренные отклоненной от нормы
импрессионистской гитарой немца Бликсы Баргельда."The Good Son",написанный
и записанный в конце 1989 в Сан-Пауло в Бразилии,раскрывает Кэйва в ещс более
мрачном и рефлективном свете,что впрочем неудивительно: незадолго перед туром
по США в начале 1989 г. Кэйв наконец завязал с героином,к которому пристрастился
ещс во времена THE BIRTHDAY PARTY.И Кэйв ещс спорит,что его работа не пессимистична!..
Немецкий режиссср Вим Вендерс сделал упор на незаметную,хрупкую,но неукротимую надежду в работах Кэйва,используя песню "From Here To Eternity" - локомотивное выражение похоти и ожидания - как музыкальное сопровождение романтического климакса к своему фильму 1988 г. "Wings Of Desire".На "Good Son" Кэйв сам смешал свою "любовь в руинах" с вечным обещанием спасения в "Foi Na Cruz" - либеральной адаптации португальского гимна.
"У меня чрезвычайно романтический взгляд на жизнь,- говорит Кэйв.- Я вижу в ней много красоты.Но я так же вижу в ней много грусти.И эти две вещи нельзя разъединить".
Р.S.
К Нику Кэйву следует приближаться с осторожностью...Но,кроме того,Кэйв ещс
и очарователен - остроумен,красноречив,начитан.Он и его группа BAD SEEDS недавно
выпустили свой девятый альбом,превознесснный критикой "Let Love In",и
являются
на данный момент ГРУППОЙ КОТОРУЮ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСТИТЬ.