Иконы рок-н-ролла Антона Корбайна

Легендарные снимки голландца Антона Корбайна - как печаль на струнах гитары Джонна Ли Хукера, как трепет уст в печальной ностальгии Фрэнка Синатры, как призрачное неистовство трубы Майлза Дэвиса или всполохи смешных неряшливых косичек Бьерк. За его хладнокровными, задокументированными мгновениями - великое временя и великое искусство. За его талантом - экспрессия и печаль, мудрость и откровения самого рок-н-ролла и его бесконечно долгой истории. Впервые в России в Государственном Русском Музее, в Строгановском Дворце, с 15 по 30 апреля свыше 80 лучших фотографий культового фотографа, клипмейкера и художника Антона Корбайна были представлены на его выставке, названной просто и лаконично - ANTON CORBIJN «FOTO».

Имя Корбайна неотделимо от современной музыкальной культуры. Его первые фотографии оставляли странное впечатление – они были «очень черно-белыми» и «очень документальными». Позже Корбайн признался, что в то время просто не осмеливался просить людей менять какие-то позы – он снимал, как есть, «и не моя заслуга в том, что и как они выполняли перед объективом». Однако уже тогда сформировался его «фирменный» подход к фотографии: классический фотопортрет, изображающий «...скорее идею, чем самого человека». «Вместо того чтобы работать с характерами людей, я работал с идеей, а люди играли роли, не имеющие с ними самими ничего общего, - говорит фотограф. - Фотографии знаменитостей сегодня совершенно отличаются от того, что делалось в семидесятых, и мне захотелось сделать что-то, чтобы хоть каким-нибудь образом было изъявлением против подобной тенденции. Вспомните, как часто в последнее время вы видите сначала снимок кого-нибудь ну очень одинокого, а потом — огромную групповую фотографию всех тех, кто сделал эту работу».

Лаконичные портреты, все в формате шесть на шесть и в специфическом тогда литографическом исполнении - именно с подачи таких, как Корбайн, фотографический мир вскоре «заболел» подобной техникой исполнения. Сегодня Корбайна называют икономейкером (от англ. «icon-maker», иконотворец). Обошедшие страницы ведущих журналов мира портреты Бьорк, Клинта Иствуда и Паваротти, Джона Ли Хукера (лучшего о Хукере, похоже, уже и не придумать), профили Терлингтон и Кэмпбелл, натужно орущий Генри Роллинз, Дэвид Боуи и Мик Джаггер, Мартин Скорсезе и Лучано Паваротти, Уильям Берроуз и Стивен Спилберг, Depeche Mode и еще несколько десятков других моментально запоминающихся своей лаконичностью работ - далеко не полный перечень звезд, позировавших перед его объективом. Невероятное количество обложек к дискам, из которых фотографический ряд для группы U2 - и вовсе отдельная история: сколько эти четверо существуют, столько Корбайн с ними и работает. Снимки Корбайна - визитные карточки музыкантов. «Мне всегда казалось, что Антон фотографировал песни, а не нас», - однажды признался в одном из интервью о фотографе лидер группы Боно. «В отличие от актеров, музыканты - самодостаточны, они не должны играть роль. Их изображение - продолжение музыки, которую они играют», - признавался и сам Корбайн.

Если говорить об Антоне Корбайне как о режиссере видеоклипов, то, похоже, аналогов ему не найти. Он снимал для Art of Noise, Joy Division, U2, Metallica, Ника Кейва, Roxette, Nirvana», Red Hot Chili Peppers и, конечно, для Depeche Mode - последние, пожалуй, его самая выдающаяся режиссерская работа. К сегодняшнему дню у фотографа опубликовано восемь книг, список которых открывает «Strangers» (1991) все о тех же Depeche Mode. Не менее известными остаются и его последующие ретроспективные «Famouz» (1979-1988), «Star Trak» (1989-1996), и особенно «Strippinggirs: фотография и живопись. Стриптиз» - его совместный двухлетний проект с бельгийской художницей Марлен Дюмас, существенно отличающийся от раннее им созданного. И как уже кто-то из музыкантов однажды точно заметил, «Нидерландам повезло в том, что им есть кем гордиться. Антон Корбайн. Неординарно видящий мастер из небольшой страны, который так серьезно заявил о себе всему миру, и от которого, будьте уверены, еще многого стоит ждать».

:[i]:
текст: «Re:публика»/ апрель 2006