CULT
JUNK CAFE: "Cult Junk Cafe" (Gentle Giant)
Если
ваше современное представление о восточно-азиатских питейных церемониях всецело
воспитано воображением на тайных дневниках загадочных имперских дам средневекового
японского двора, а позже нашло продолжение в записках из "подполья" редактора
"Exile Osaka" Matt Kaufman ("Asia Coffee", Exile Osaka, #3) или Loren Rhoads
("Cofee in a Can", Ongaku Otaku, #2), пришло время больше узнать о еще одном
японском современном ритуале, носящем название дебютного альбома токийских музыкальных
экстремистов CULT JUNK CAFE и их дебютной одноименной работе, вышедшей на нойз-революционном
лэйбле из Каламазу Gentle Giant, раннее известном по нашумевшему экспериментальному
сборнику "The Mirracle of Levitation" - Сult Junk Cafe представили там вживую
записанный в столичном токийском клубе "2000 вольт" трэк "The Jackson Stomp".
На сей раз Yoshigami Kyota, Ontani Yasuhiro, Sakamoto Kazutaka, Tsunoda Tsuguto
и Michael Hartman презентовали слушателям сборище велосипедов на обложке (напомнив
о нашумевшем в свое время вкладыше Queen на альбоме "Day at
the Races", лишившись на сей раз обнажающей телесной эксцентрики, однако оставшимся
не менее физиологичным по характеру звучания) и инсталяцию с пустыми бутылками
на внутреннем вкладыше, а также около 40 минут безостановочного комплексно-дизорганизующего
ассамбляжа и оргий анархо-маниакальных манипуляций, плюс блестящий сюрприз в
виде вездесущего гитарного гения Otomo Yoshihide в виде специально приглашенной
звезды - лидера проекта Ground Zero, звукового "чернокнижника" и сэмплерного
мистификатора, предводителя бесчисленных потрясающих воображение экспериментов,
коллабораций и гениального архитектора модернистски сконструированых форм. Представленный
на большинстве трэков проекта, Yoshihide-san и здесь умудрился нанести сокрушительный
удар своей безудержной импровизационной мегаломанией, совместно с музыкантами
Ground Zero явив не столько свое представление об еще одной экзотической части
жизни далекого японского народа, сколько в который раз порвать слепую зависимость
от стандартов и разрушить ваше собственное классическое чувство образа современной
музыки в целом, как ритуала.
Кто-то уже очень точно заметил однажды, что лучший нойз рождается из хаоса не
явного, а обнаруживаемого при самом прослушивании. Шумы, объединенные Cult Junk
Cafe в создании диких новаторских импровизационных структур, уникально сложных
и тревожных, но одновременно анархичных и гениальных в своем живом звучании
смешанных темпови ритмических рисунков, волна за волной обрушиваясь в сюжетной
линии альбома, оставляют странное чувство: возможно ли это классифицировать?
Большинство символов, погребенных под заголовками 13 трэков непонятны, но
это ли важно, когда погружение в сюжетный сценарий музыкантов подобно ртути
- стартуя в свободном импровизиционном полете спазматических манипуляций гитары,
клавишных, ритм-секции, ударных и сэмплинговых нойзов алхимика Tsunodo Tsuguto,
решительная клаустрофобия окунает вас в "Оду японскому служащему и студенту"
в подзаголовке к "Morning Train Ritual". Инструментальное безумие возростает
в импровизационных перепевках детских голосов и сэмплировании ритм-секции на
"Eigo ga jozu desu ne", позже обнаруживая странную мистическую игру теней и
духов во второй части продолжения. В какие-то моменты инструменты открыто игнорируют
друг друга, в какие-то - объединяются с отдельными частями пьес, в обоих случаях
создавая интересные конфликты и заявления. "114" продолжает тотальный захват
пространства пульсирующим маршем технократических амплитуд и пружинящих ревербераций
амбиентно-нойзовых пространств, продолжаясь на "Upper Middle Hometown" атмосферой
гитарных атональностей Yoshihide в пограничных территориях баса и ударных.
Прекрасной инструментальной пьесой на пианино альбом продолжает легкая, почти
воздушная "Can Jimmy Come Out and Play?" - по пути электро-сэмплов на фоне environmental
sound и звучащей на грани нью-эйдж гитары: улица, перебивки голосов, смешиваясь
с гудками, боем колоколов, медными и стеклянными отзвуками, шумный агонизирующий
рой, вовлекают слушателя вероятно в ту самую заветную атмосферу Культовых кофейных
забегаловок, активизируясь насыщенным фоном, где на грани постоянной, почти
статичной величины бьется лишь фортепьянная игра, ищущая вдохновенное забвение
в затухающих звуковых колебаниях.
"Genki Drink" продолжает странный образ импровизации, напоминающий взбесившегося
яппи в скоростном и стремительном psycho-free trash jazz, на одном дыхании проходя
скрытую холодную ритмическую бас/ударную упругость минималистической "Renalism"
с сэмплированным аккомпаниментом вокала Rena Kobayashi, через тональные упражнения
и свободное гитарное воображение "If You Drop Something", переходя в провокационно-жесткий
финальный free-jazz трэк "A Man from North", мутируя и петляя в акробатике сэмплов
и стремительно штурмующего вокала...
голос... голос... непонятные символы на японском вновь... новые всплески инструментального
парафраза... этот скромный релиз по-праву один из лучших, слышанных мной за
прошедший год в области экспериментального звукового конструирования и по-прежнему
остается желанной чашкой кофе, испитой до дна и ожидающей своего не менее достойного
продолжения. Страшен мир Культовых японских кафе - в них можно заблудиться,
когда возвращаться назад просто не захочется! В этом таит свои тайны еще один
неразгаданный воображением ритуал с далекого Востока.
Igor Vaganov
Contact address: see on Gentle Giant Records