"Он по-настоящему хороший человек. У нас схожие взгляды на вещи, схожие интересы, и он один из тех людей, которые говорят: "ну, если тебе это интересно, прочти эту книгу, затем эту, потом эту..." Он один из них. И в этой жизни у меня есть лишь несколько человек подобных ему, которые в своей работе заняты тщательным поиском каких-то особых интересных вещей, на которые лично у меня нет времени, людей, невероятно щедрых в том, что удаётся им обнаружить и открыть, особенно в отношении литературы... Дэвид Тибет напоминает мне этим Христиан. Отсюда и творчество его проекта CURRENT 93 выглядит чем-то по-настощему искуссным, изящным и отточенным, и заслуженно одаривает его в ответ на его записях, вознаграждая на этом пути..." НИК КЭЙВ |
DAVID MICHAEL TIBET/CURRENT 93: НА РУИНАХ ИМПЕРИИ
(фрагменты эксклюзивного интервью, впервые данного для России Сurrent 93)
CURRENT 93 были сформированы в 1982 британскими музыкантами David Tibet, John Balance (в то время участниками Psychic TV) и Fritz Haaman (23 Skidoo). Обе группы испытывали в те годы огромное влияние прародителей жанра - Throbbing Gristle. К настоящему моменту группой реализовано более десятка альбомов и мини-релизов, их отдельные композиции вошли в лучшие компиляции экспериментальной музыки. Для создания своего необычного саунда, именуемого как Апокалиптический фолк, использовали монашеско-литургические песнопения, диджитал-системы, плёнки, петли, клавишные (в том числе и традиционные инструменты), смешивая их с образами религии прошлого и настоящего - от Христианства до Буддизма - в совершенно немыслимых пропорциях. Для тех, кто в состоянии слышать их сложный, странный и вывернутый наизнанку саунд, Current 93 являют собой уникальный сорт прекрасных неординарных образов и захватывающего самоотверженного творчества. Каждый в компании Current 93 имеет собственный проект, они созвучны и близки друзьям, объединённым под знаком лэйбла "World Serpent Distribution" - как Coil, Nurse With Wound, Death In June. Мы искренне благодарны идеологу и бессменному лидеру проекта Дэвиду Майклу Тибету за то время и необыкновенно одухотворенный дух, подаренный им в любезном согласии на эту беседу.
... МНЕ КАЖЕТСЯ ПРОШЛЫЙ 1996 ГОД БЫЛ УСПЕШНЫМ ДЛЯ ТЕБЯ И CURRENT 93?
DT: Да, спасибо, это верно...
CЕГОДНЯ МНОГО ГОВОРЯТ О ТВОЕМ ВОЗВРАЩЕНИИ В РУСЛО АКУСТИЧЕСКОГО ФОЛК-САУНДА РАННИХ ЛЕТ CURRENT 93, ОСОБЕННО В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ ВТОРОЙ ЧАСТИ ТВОЕЙ ТРИЛОГИИ "The Inmost Light" - "All the Pretty Little Horses". ПОЛАГАЮ, ЭТО ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ РАБОТ ПРОШЛОГО ГОДА...
DT: Cпасибо, для меня лично это очень важная оценка работы, над которой я работал долгое время. Я очень горжусь этой работой, и она по-прежнему продолжает волновать меня, когда я ее слушаю вновь.
ЭТО ВОЛНЕНИЕ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОНО ЧАСТЬЮ ТВОЕГО КРЕАТИВНОГО ПРОЦЕССА НАПИСАНИЯ МУЗЫКИ И СОЗДАНИЯ ТВОИХ ОБРАЗОВ, А МОЖЕТ И ХАРАКТЕРИСТИКОЙ СОЗДАВАЕМОГО ТОБОЙ?
DT: Да, это так, это лишь отражение меня самого. Моим желанием всегда было делать музыку, которая захватывала бы и волновала других настолько, насколько сильно это волнует меня самого. Музыка, которую я пишу и записываю, действительно живет во мне самом, открывая сердце и мысли. И если она продолжает волновать других, я только рад. Может это всем нам позволит поскорее достигнуть Cердца леса.
ВЕСЬ ТВОЙ ТВОРЧЕСКО-ЗВУКОВОЙ МИР НАСКВОЗЬ ПРОНИКНУТ ДЕТСКИМИ ОБРАЗАМИ И ДЕТСТВОМ В ЕГО ДРАМАТИЗМЕ: СЭМПЛЫ ГОЛОСОВ, РАЗГОВОРЫ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ, ДИАЛОГИ, ИГРУШКИ, КОТОРЫЕ, я знаю, ТЫ СОБИРАЕШЬ... НОДДИ, КРИСТОФЕР РОБИН, "All the Pretty Little Horses" (Все хорошенькие лошадки)... ВНУТРЕННЕЕ ДЕТСКОЕ ВИДЕНИЕ МИРА, ЧТО ОНО ДЛЯ ТЕБЯ? ЧТО ЯВИЛОСЬ ПРИЧИНОЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО ОБРАЗОВ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДРАМАТУРГИИ ТВОИХ РАБОТ, КАКОВО ОНО?
DT: Хмм, разные вопросы. Я всегда очень любил детские истории и мелодии. Я обнаружил, что они близки истиной природе вещей. Невинной и жестокой. Дети чувствуют вещи намного более сильнее, чем взрослые, и их мир лишь отражает это. Мне очень сложно объяснить все это.
КАК ЧАСТО ТЫ САМ ВОЗВРАЩАЕШЬСЯ К СВОЕМУ ДЕТСТВУ, И НАСКОЛЬКО ГЛУБОКО АВТОБИОГРАФИЧНО ТВОЕ СОБСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО?
DT: Мое детство было восторженно счастливым до 10 лет, после чего решительно обернулось несчастньем для меня. И все, что я делаю, является глубоко автобиографичным. Я очень много думаю о собственном детстве, которое предстает передо мной каким-то разрушенным Раем. Я родился в Малайзии и жил там 15 лет. Я очень любил тот мир...
НЕ ЭТО ЛИ ЯВЛЯЕТСЯ ОТРАЖЕНИЕМ И ТАК ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ У ТЕБЯ ОБРАЗОВ, КАК "The Menstrual Night" (Менструальная ночь) или "The Fields of Rape" (Поля насилия)?
DT: "Менструальная ночь" это то место, где рождаются сны и куда они возвращаются после смерти. Величайшая смена, течение миров. "Поля насилия" - это, в разных значениях, и место созидания, и разрушения, и любви, и насильственной смерти. Это мои собственные выражения, которые я использую...
КАК И ВЫРАЖЕНИЕ "АПОКАЛИПТИЧЕСКИЙ ФОЛК". ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВОЗНИК ТВОЙ ИНТЕРЕС К АПОКАЛИПТИЗМУ, К ДРАМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ЖИЗНИ ВОКРУГ ТЕБЯ, КАК ВПЕРВЫЕ ТЫ ПОЧУВСТВОВАЛ И ОЩУТИЛ ЭТО?
DT: Я заинтересовался эсхатологией в очень раннем возрасте, не могу сказать как это случилось... Не могу вспомнить и когда меня впервые захватил Апокалипсис. Но очень рано. Я проводил много времени в церквях и храмах, когда был очень молод - как на Дальнем Востоке, так и в Англии. Я всегда видел конец всего вокруг себя.
ГОВОРЯ О CURRENT 93, КАК БЫ ТЫ ПРЕДСТАВИЛ И ОПИСАЛ ИДЕОЛОГИЮ СВОЕГО ТВОРЧЕСТВА И РИТУАЛ ТВОИХ ДУХОВНЫХ ИСКАНИЙ?
DT: Current 93 является отражением моих собственных религиозных одержимостей.
КАК НА ТВОЙ ВЗГЛЯД ЭТО ИЗМЕНИЛОСЬ СО ВРЕМЕНЕМ, И ЧТО ПОЗВОЛИЛО ОБЪЕДИНИТЬ ВОКРУГ ТВОЕГО ВИДЕНИЯ КАК ЦЕЛЫЙ РЕЛИГИОЗНО-ИСТОРИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ СПЕКТР, ТАК И ТАКОЕ ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО ЯРКИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ, КАК СТИВЕН СТЕПЛТОН, НАПРИМЕР?
DT: Не думаю, что существуют какие-то различия между идеями и эмоциями как в раннем Current 93, так и в нашем более свежем материале. Current всегда отражаллишь мою одержимость, мои идеи Судного дня и искупления. Стивен и я работаем вместе, потому что настолько сильно любим друг друга...
КАК УЖЕ БЫЛО ОТМЕЧЕНО, СРЕДИ ТВОИХ ВНУТРЕННИХ ИНТЕРЕСОВ ВСЕГДА БЫЛИ ЛИТЕРАТУРА, КИНО, РЕЛИГИЯ, ИСТОРИЯ... ВСЕ ОНИ - ЧАСТЬ ТЕБЯ КАК ТВОРЧЕСКИ ТАК И ИНДИВИДУАЛЬНО, И ИХ ВЛИЯНИЯ ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ В ТВОИХ РАБОТАХ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ВАЖНОСТИ ВСЕХ ЭТИХ ВЛИЯНИЙ И ВДОХНОВЕНИЙ ДЛЯ ТЕБЯ?
DT: Это настолько сложный вопрос. У меня есть огромная коллекция литературы. Меня захватывает и поражает средневековая английская мистика, особенно "The Cloud of Unknowing", Достоевский, М.Р.Джеймс и другие авторы английских "ghost story", Томас Лиготти (величайший из ныне живущих мировых авторов), Артур Мэйхен (Machen), Джон Дун (Donne), Генри Воэн, Ричард Крэшоу, Уильям Блэйк, ТС Эллиот, Томас Траэрн и множество других. Относительно же кино, недавно я смотрел и мне очень понравился "Jean de Florette" и "Manon des Sources"; также люблю ранние немые ленты, как "Кабинет доктора Калигари" и "Голем". Моими любимыми художниками являются Луис Уэйн, Чарльз Симс, Грюнвальд, Эль Греко, Уильям Блэйк, Стивен Стэплтон. Мне нравится все, связанное с Христом и распятием.
А ТВОЙ ИНТЕРЕС К РУССКОЙ ОРТОДОКСАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ, О КОТОРОМ Я СЛЫШАЛ? КАК ТЫ ВПЕРВЫЕ ОТКРЫЛ ЕЕ ДЛЯ СЕБЯ?
DT: Когда много лет назад читал Достоевского и Соловьева, которым я очень восхищаюсь. Я всегда любил религиозную музыку и всегда ощущал себя захваченным идеей Священной матери России (Holy Mother Russia), но не путем человеческих несчастий и кровавого коммунистического периода... На самом деле, не могу ничего сказать тебе о России, ибо все, что я о ней знаю, как говорится, из вторых рук. По-прежнему мы бы очень хотели сыграть в России, и в огромной степени мне стыдно, что мы никогда не делали этого. Это страна огромным поклонником культуры которой я являюсь, но в которой я никогда не был....
... ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС, ДЭВИД: ТВОИ ПРОРОЧЕСТВА К БУДУЩЕМУ, ЧЕМ ОНО ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ТЕБЯ?
DT: Эти дни последние. Христос вернулся. Кто знает что есть наше будующее...
Игорь А.Ваганов
март 1997
Россия - Лондон, Британия
/* в сокращении/