|
Мстящий дух Диаманды Галас
"Проститутка, святая, возлюбленная, взбесившаяся женщина, ангел - в роке, джазе или авангарде нет другого такого неистового голоса, источающего чувство и чистую стихийную силу". Так написал Джон Гилл в лондонском журнале "Тime Out" о Диаманде Галас, но даже это определение не может передать непосредственность и ярость ее громадного таланта. Классически обученный музыкант и композитор с удивительным (3 с половиной октавы!) диапазоном голоса, Галас выступает на сцене с таким неистовством, что сравнение этого с изгнанием нечистой силы не будет преувеличением. Это музыка, пугающая своей красотой. Нет абсолютно никого, похожего на нее.
Это не игра. Услышать то, что она говорит - значит, вне всякого сомнения, узнать, что она имеет в виду. Сила ее убежденности, кажется, растрачивает, расходует ее всю, такую упорную в своей честности и смелости.
Она страстно верит в идеал - бросать вызов несправедливости через свою работу, настаивая на том, что искусство должно иметь глубокое значение на каждом уровне своего существования, если в нем есть хоть немного честности. Возмущение, гнев, отвращение, которые она испытала, наблюдая многочисленные попытки нетерпимости консерваторов изолировать людей, больных СПИДом, были достаточным стимулов для нее, чтобы заговорить. Она провела последние четыре года, изучая самые глубокие, самые безобразные проявления СПИДа и вытекающую из этого "охоту на ведьм", черпая вдохновение из таких разных источников, как Ветхий Завет, Бодлер и Нервал, чтобы выразить состояние тех, на которого охотятся, обвинить охотящихся и судей. В июне 1988 она создала свою трилогию "The Masque Of The Red Death" (Маска Красной Смерти) с финальной главой "You Must Be Certain Of The Devil". Первые два альбома "The Devine Punishment" и "Saint Of The Pit" создают базис того, что она называет "географией чумной морали". Галас чертит эту географию, находит территории, жестко враждебные тем, кто вынужден по ним путешествовать и завершает трилогию радикальным настойчивым требованием - военное сопротивление - единственный ответ для выжившего наперекор дьявольскому фанатизму, невежеству и насилию.
"Когда я начинала трилогию в 1984, большинство из моих так называемых коллег пытались отговорить меня. Они говорили, что это плохое направление. После "Wild Woman With Steak Knives", "Song From The Blood Of Those Murde Red" и "Panoptikon", я думаю, они надеялись, что я стану мягче и сделаю что-то более вежливое. Да, музыкальный мир полон трусов, идиотов, импотентов и гомофобов. Вопреки этому сопротивлению моей интуиции, этой попытке саботировать мое видение, я была вынуждена сказать: !Майк Тайсон голоса не тратит время на разговоры о навозе". Мой голос был дан мне как инструмент вдохновения для моих друзей и как орудие пытки и разрушения для моих врагов. Инструмент правды. Я должна объяснить вам. Я действительно не знаю, почему я поступаю так. И также - почему я создаю определенные музыкальные традиции. Большая часть всего этого - интуиция. Остальное - война".
Diamanda Galas: Шаг в прошлое, представленный во тьме
Neil Strauss, "New York Times"
В ночь на среду авангардная вокалистка Диаманда Галас представила аудитории нью-йоркского Knitting Factory свою получасовую пьесу "Schrei X". Основанная на ранних работах певицы под заголовком "Schrei 27" общей продолжительностью около 27 минут, она являет собой единоборство высоко эмоционального вокала, процессируемого Галас, с выдержанной во тьме абсолютной тишиной, найденное и открытое ею впервые в 1979г. Много лет спустя, в 1994 г. пьеса вошла в серию Нового Американского радио и стала возможной благодаря программе дотаций "Meet The Composer" издания "Reader's Digest", осуществленной при поддержке National Endowment For The Arts и Фонда издания Лайлы Уоллэс, а также Художественном Центре Уолкера в Минеаполисе. Как законченная работа, "Schrei X" была впервые представлена 1 апреля '95 в Центре искусств Уэснера Университета Огайо.
В течение 12 лет своей активной деятельности госпожа Галас представляла работы, большей частью являющиеся ее собственной реакцией на проблему СПИДа. В данном смысле "Schrei X" является ее шагом назад - во тьму монолога одиночества наедине с собой, где вместо политических обращений она окружает себя более общими темами глобальной изоляции и страданий, существующих в ее творчестве с начала 80-х.
Во время своего живого выступления госпожа Галас предстала во главе пяти микрофонов, и по мере развития сюжета попеременно обращалась то к одним, то к другим, таким образом манипулируя своим ураганным голосом через квадрофонические звуковые системы и попеременно чередуя эмоциональные всплески с тишиной, объединяя их с собственными текстами и цитатами из Book Of Joy и St.Thomas Aquinas. Ее слова затрагивали сменяющие друг друга вечные темы жизни и смерти, спасения и безумия, искусно поддержанные мощным концентрирующим голосом певицы. Однако большим значением для раскрытия драмы "Schrei X" здесь являлся звук: то рычащий и вопящий, то зловеще возникающий из ниоткуда и распевный, перепрыгивающий с октавы на октаву в интервалах чувств.
"Schrei" по-немецки означает вопль, но похоже, Диаманде Галас удалось большее. Используя по существу скупые диджитал эффекты, она рождала ощущение грохочущего многоголосья факторов, либо всецелого царства электронных, а не человеческих звуков. Из тьмы "Schrei X" заклинала скорее не Дантовым адом, а адом клаустрофобии внутренним, где таятся те же самые демоны.