Я бросаю бомбы...
к прошедшей ретроспективной выставке творчества Райнера Вернера Фасбиндера.

 

"...болото , что они пытаются пропагандировать демонстрацией фильмов Фасбиндера? Эстеты уже отсмотрели все его фильмы лет 10-15 назад , а молодым подонкам вряд ли будут интересные внутренние проблемы давного ушедшего психопата-педераста" (альтернативное мнение/Сold Lands).

С 13-18 мая Немецкий культурный центр им. Гете (Гете-центр) при поддержке Донской публичной библиотеки провели на Дону монументальную ретроспективу работ мятежного гения немецкого кино 20 века - писателя, актера и режиссера Райнера Вернера Фасбиндера. Многочисленные фотодокументы, черновики и сценарные наброски, рабочие планы постановок, репетиций и даже рисунки Райнера, обширно собранные в экспозиции, сопровождали ежевечерние показы его фильмов в кинозале библиотеки. Несмотря на скромность организации и ее простоту, прошедшую в канун дня рождения Фасбиндера выставку можно уверено считать одним из культурных событий мая. Впервые во всей полноте здесь представилась возможность познакомится с творческим наследием одной из самых ярких и, одновременно, противоречивых личностей, культовой фигурой не только немецкого
искусства, но и мирового, работы которого продолжают вызывать неугасающий интерес и споры.

"Когда ты погребен и над тобой шесть футов земли, тебя любят все...". Ростов наконец увидел
экспозицию, показанную в Москве еще 20 лет назад, на 10-ю годовщину смерти Фасбиндера. Немного
странным явилось заявление организаторов о том, что раннее, в т.н. "советские времена",
подобное "пришествие Фасбиндера" было трудно себе представить. Странным, потому что именно в
70-80-х мы смогли воочию увидеть и на большом экране (что нынче исключено) и "Замужество
Марии Браун", и "Тоску Вероники Фосс". А прошедшая под неусыпным оком КГБ в 80-х Выставка
дизайна Рура из Германии впервые продемонстрировала в Ростове и ретроспективу лент режиссера
на языке оригинала. О чем организаторы, должно быть, запамятовали. Явная двойственность
высказываний, действий, резкая противоречивость, но безумная одержимость по жизни своим
собственным творчеством в череде лишенных логике поступков Фасбиндера, в нынешней
политкорректности действий устроителей - не более, чем желание "окультурить" на немецкий манер
мятежного infant terrible немецкого кинематографа послевоенной Германии, потерянного поколения,
по-прежнему продолжающего оставаться для многих исследователей и поклонников загадкой.

Каждый из фильмов Фасбиндера по праву можно считать знаковым для истории, и, прежде всего,
немецкой. И Ростову выпала возможность увидеть лучшие ленты из оставленного обширного наследия
Художника - 41 фильма, снятого за короткие 13 насыщенных творческих лет. "Любовь
холоднее смерти", "Я хочу только, чтобы вы меня любили", "Катцельмахер"... Трудно было себе
представть возникший по такому случаю нездоровый, лихорадочный ажиотаж, толпы страждущих,
ползущих на баррикады своего воспаленного воображения в стремлении наконец коснуться экранного
кумира - в Ростове о Фасбиндере больше принято около-культурально резюмировать на тусовках,
снобистски высказывая свой повышенный интеллект. Как и о Штокхаузене где-нибудь в Нью-Йорке
наверное. Но, как известно, говорить - одно, смотреть и понимать - иное. А учитывая, что в рамках акций библиотечного киноклуба Фасбиндер демонстрировался уже не в первые, и можно было без труда припомнить толпами выливших с него местных "интеллектуалов", запоздалое "пришествие" ничего хорошего в Ростове не обещало. Кроме циркулярных отчетов кураторов самого Гете-центра своему руководству об еще одной культуральной акции, привнесенной в аберигенские массы. Свой выбор лент они без труда объясняли их актуальностью для дней нынешних. Как, например, представленной к показу картины "Третье поколение", снятой режиссером в парафраз историческим революционных действиям Фракции Красной Армии. По замыслу Гете-Центра, и сама выставка, носившая название "Я не бросаю бомбы, я делаю фильмы", должна была выразить непримиримое отношение деятелей искусства к мировому терроризму. Парадоксально, но как известно, и данное высказывание, и сама лента-ода мятежному поколению Германии 70-х, были сделаны Фасбиндером как собственно дань реальной симпатии к террористам РАФ.

По техническим причинам в рамках ретроспективы не удалось представить и документальный фильм о
самом Фасбиндере, где в довольно провокационных, откровенных и открытых фрагментах интервью
разных лент режиссер предстает во всей сложности своей творческой натуры, противоречий и так
шокирующих обывателя физиологических подробностях своей короткой безумной жизни.

Нынешние попытки приукрасить личность Художника, скрыв "неудобные" факты его биографии и
довольно экстремальной жизни, желание избежать противоречий и конфликтности, присущих любому
человеку - нынешнее веяние времени. Попытки идеализации, "окультуривания" наиболее
мятежных и противоречивых исторических персон, неудобных и некорректных, однобокость в
представлении всей многосложности их творческой природы, где Фасбиндер - одна из знаковых
фигур, глупы и бессмысленны.

Многими сторонами своей короткой жизни Фасбиндер был неудобен и противоречив. Но только не
своими фильмами. Успешно сплавляя в постмодернистском ключе элементы классики и бульварного
китча, еще задолго до нынешних кинокумиров, он делал безупречное, доступное и "неудобное" кино.
"Лучше подметать улицы в Мексике, чем быть кинематографистом в Германии," - говорила гордость
Нового немецкого кино. "Не люблю, когда меня истязают. Я люблю пытать сам. Мои работы не
циничны, а реалистичны. Жизнь тоже пессимистична, в конце концов. Потому что мы умираем..."
"Рок-н-ролл - это призрак смерти, потому что все боги рока уже мертвы, " - сказал как-то один
из музыкантов. Стой же легкостью, данное высказывание распостраняется и на всю сферу мятежной
культуры в целом. Даже если по нынешним временам она и кажется кому-то мелкобуржуазным бунтом
лавочников, не более... Несмотря на разницу стилей лент, набор персонажей Фасбиндера всю жизнь
оставался неизменным: не традиционные герои и великие любовники, а аутсайдеры, маргиналы,
жертвы и неудачники, чужие и обманутые процветающим "экономическим чудом" послевоенной Германии, мучимые отчаянием и воспоминаниями о любви, которой больше нет, и преданные своими близкими. Отчужденность, по стопам Брехта и Годара. Фасбиндер и сам всю жизнь оставался маргиналом. С немецкой жестокостью показывая убогую жизнь выброшенного на помойку цивилизации маленького человека и предлагал принять его таким, как он есть. Нынче принимают Великого мифологизированного Ф, но не присущих ему героев. Нынче так умилительно заламывать руки в трепетных синтиментальных порывах, расчевствованно изрекая, "как ему хотелось, чтобы мы его любили...". Именно такую трактовку, как признались, местные организаторы более предпочли бы "бросаемым бомбам" в эпиграфе экспозиции. Нет, не любили и не понимали. И не признавали. До того момента, пока над Фасбиндером не выросло те самые "шесть футов земли"....

Он умер в возрасте 36 лет от передозировки смеси кокаина, снотворных таблеток и алкоголя,
которые всю жизнь поглощал в немереных количествах. Он просто-таки целенаправленно уничтожал
себя, в конце концов осуществив задуманное. Его лента "Любовь холоднее смерти" стала его
дебютом в мире кинематографа. Сегодня признанная классикой, она позорно провалилась на
Берлинском кинофестивале в 1969 году и была осмеяна критиками. Что позже не помешало Фасбиндеру
стать семикратным лауреатом Государственных премий ФРГ. В раннем детстве он не смог закончить
школу и поступить в Берлинский институт режиссуры. Что не помешало ему создать позже знаменитую
на всю страну театральную труппу. Он открыл большому кинематографу таланты великолепной Ханы
Шигулы, Барбары Зуковой и бывшего наркодельца из подпольных баров для геев и проституирующую персону, а сегодня знаменитого актера Удо Кира. Около 3 лет проявились первые сексуальные интересы Фасбиндера, а в 15 лет вместе с другом он сам занялся гомосексуальной проституцией в Кёльне. Фассбиндер был женат дважды. В первый раз на актрисе Ингрид Кавен. Союз просуществовал чуть больше двух лет, и Кавен утверждала, что ее муж был бисексуалом. Вторая жена - Юлиана Лоренц - была настолько наивна, что не додумалась даже до бисексуальности. Шафером на их свадьбе был очередной любовник Фассбиндера. Двое его любовников покончили с собой: один повесился в тюрьме, другой - последняя большая любовь Фасбиндера алжирец Эль Хеди Бен Салем - был найден мертвым в его квартире. А сам Фасбиндер снял позже посмертный "Керель" по роману шокирующего Жана Жене.
О Фасбиндере отзывались как о "параноидальном, порочном угнетателе", "эксплуататоре чужих талантов и эмоций", "харизматичном гении". Он любил шокировать зрителя и был сложной личностью, "сочетавшей в себе черты садиста и гения". Несомненная тяга Фассбиндера к садомазохистским отношениям не только в кино подтверждается самыми разными историями. Всю свою жизнь Райнер Вернер поглощал в немереных количествах виски, валиум и кокаин, на который и тратил весь получаемый гонорар. Вся его жизнь была бесконечным фильмом, в котором он играл главную роль. Он жил насыщено и интенсивно. И также целенаправленно интенсивно уничтожал себя, в конце концов осуществив задуманное. В расцвете творчества он покинул мир, который едва успевал за всей бесконечной глубиной и широтой его таланта. Смотреть Фасбиндера тяжело. Но непременно надо. Потому что его фильмы полны жестокой правды о человеке, о его одиночестве и беззащитности перед злом. Фассбиндер скоропостижно умер 10 июня 1982 года где-то между тремя и пятью часами утра (по официальной версии - от "закупорки сосудов мозга", а на самом деле от передозировки наркотиков) в роковом возрасте 37 лет. Рядом с ним был обнаружен сценарий предполагаемого фильма о повенчанной с революцией Розе Люксембург, в роли которой режиссер хотел снимать Роми Шнайдер, по роковому стечению обстоятельств тоже позволившую себе умереть - всего за 12 дней до кончины Фассбиндера. С его смертью кончилось время немецкого кино. Он просто хотел, чтобы его любили. И делал фильмы, как бомбы. "Мы потеряли нашего жирного вепря", - сказал после его смерти Вернер Херцог.
"Мои фильмы часто критикуют за пессимизм. На самом деле, я показываю людям, что все идет не так, как надо, потому что стремлюсь предупредить: так и будет, если они не изменят свои жизни. Показав, как работают механизмы происходящего, я хочу заставить людей осознать необходимость изменения их собственной реальности. И тогда окончательный результат будет положительным. Разве это пессимизм?"

Игорь Ваганов


ЛУЧШАЯ ДЕСЯТКА ФИЛЬМОВ ПО МНЕНИЮ РАЙНЕРА ФАССБИНДЕРА

"Гибель богов"(1969) Лукино Висконти
"Нагие и мертвые"(1958) Рауля Уолша
"Лола Монтес"(1955) Макса Офюльса
"Фламинго-роуд"(1949) Майкла Кёртица
"Сало,или 120 дней Содома"(1975) Пьера Паоло Пазолини
"Джентльмены предпочитают блондинок"(1953) Ховарда Хоукса
"Обесчещенная"(1931) Джозефа Штернберга
"Ночь охотника" (1955) Чарльза Лотона
"Джонни Гитар" (1954) Николаев Рея

"Калина красная" (1974) Василия Шукшина