FRANS de WAARD:

Kapotte Muziek - Beequeen - Quest :

JEDER MENSCH IST KUNSTLER - EVERY MAN IS AN ARTIST - КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖНИК


QUEST: "Electro-city" (Lunar, 1997)

BEEQUEEN: "Mort Aux Vaches: Stet Son" (Staalplaat)

(вместо комментариев к звуковой реальности Франца де Варда, Голландия)


"THERE'S NO MESSAGE IN MY MUSIC, SIMPLY BECAUSE I BELIEVE MUSIC CANNOT HOLD A MESSAGE" (*)

Подобно пробивающемуся сквозь тьму раннему утреннему рассвету над высоковольтной дугой с оболожки этого необычного релиза, вышедшего в полноцветном буклетном исполнении лимитированным (1000 копий) тиражом на подразделении итальянской Amplexus, мягкие электро-статичные колебания льющиеся с заглавного ремикса "Sol" cинтетических волн легко и плавно проливают свет на первый полноформатный релиз одного из интереснейших голландских звуковых исследователей в области инновационной электроники Frans de Waard - "Electro-City", как электростанции незримых сторон его совершенного внутреннего видения, где "музыка является полем для раскрытия музыкантом исследовательских сторон звуковых частот, минималистических изменений и завораживающих воображение модулей" в своих наиболее экспериментальных ипостасях, примером чему и служат пять пьес-экскурсов в амбиентную сферу его нового сольного проекта Quest.

Имя Франца стало известно экспериментальной музыкальной сцене в 80-х годах. В 1980-1981 благодаря ряду местных изданий, всецело посвятивших себя развитию инновационной (ultra-music, non-music) электронной музыки, он впервые услышал о движении "home-tape recording" и вскоре стал активной частью этой действующей сети создаваемых в кустарных домашних условиях, а позже реализуемых по всему миру на пленках (включая собственный дизайн и оформление) записей, создав в 1983 каталог голландских кассетных релизов - "De Nederlandse Cassette Katalogus", вобравшем в себя лучшие образцы голландской индустриальной музыки. В то же время им был создан и собственный первый музыкальный трэк, представлявший собой скрежет гитарного саунда с металлической основой, активно пропущенные на двух-катушечном магнитофоне - несмотря на другой заголовок, его, пожалуй, можно считать первой записью Kapotte Muziek, датированной 1982 годом на пленке "Finger In The Dike"...

Первый самостоятельный проект Франца - дуэт Kapotte Muziek - в продолжение возрастающего интереса к кассетной культуре, стартовал в октябре 1984 - сперва с Christian Nujs, а затем - сменившим его в начале 1987 Peter Duimelinks, известным по работам с прогрессивной голландской организацией V2 и проекту THU20. Используя предварительно записанные с помощью простейшего микрофона и дешевого "кассетника" фрагменты ударных, гитарных и синтезаторных партий, Франц обрабатывал их при помощи нескольких кассетных магнитофонов и небольшого микшера, дополняя нехитрыми манипуляциями со звуком и "петлями". В идею было положено огромное увлечение искусством коллажирования Kurt Schwitters, захватившее в те годы Франца и Кристиана, а также своеобразный подход в записи всего материала одним из участников, и далее студийного процессирования, обработки и доведения трэков до финального результата другим. "Что делал я, что делал Roel, и как затем все это обрабатывал и микшировал Peter... никто не знал, какой базовый саунд станет определяющим в данный момент и что получится в финале.., - заметит позже музыкант. - Мы проводили много времени вместе, дискутируя о том, что мы реально хотели бы получить из всего этого". По замыслу музыкантов, идея композиций строилась на некой звуковой незавершенности и бесконечности - нойзово-спонтанной в ее студийной реинкарнации и минималистически-спокойной, но носящей более импровизационный характер в "живом" воплощении на многочисленных концертах в странах Европы и США как сольно, так в коллаборации с другими известными радикальными музыкантами, с которыми Kapotte Muziek работали позднее - как Illusion Of Safety, Merzbow, Asmus Tietchens, Haters, Telepherique, Randy Greif, Small Cruel Party... "Признаться, мы никогда не знали, каким получится наше очередное выступление, какой характер будет носить - более нойзовый, спонтанный, хаотичный, минималистичный или какой-либо еще..."

"I LIKE TO PERFORM LIVE WITH KAPOTTE MUZIEK, EVEN MORE THAN I DO WITH BEEQUEEN. TECHNICALLY SPEAKING IT'S VERY DIFFICULT TO GO ON STAGE WITH BEEQUEEN BECAUSE OF ALL THOSE SYNTHESIZERS AND TAPES... BEEQUEEN HAS MATURED TO A GENUINE STUDIO PROJECT NOW, KAPOTTE MUZIEK, ON THE OTHER HAND, IS A LOT MORE OPEN AND EASIER IN A CONCERT..."

В 1984 году его творческая активность получила решительное продолжение, реализовавшись в появлении на свет кассетного лэйбла Korm Plastics - ныне, в ассоциации со Staalplaat, представляющего серию "Introductionaire Paperbacks" и хорошо известного по открытию и поддержке молодых талантливых экспериментаторов со всего мира, которым лэйбл дает возможность первого большого дебюта (немецкая Maeror Tri, русская Species of Fishes, французская Brume, голландская Ceremonial Silence и иссландская Stillupsteypa, среди других, начинали именно здесь; "если вы держите в руках работы нашей серии, будьте уверены, здесь вы для открытия чего-то нового..," - можно прочитать в пресс-релизе Korm Plastics).

Другая значительная сторона переросшего в 1995 году в трио проекта (к Kapotte Muziek прибавился другой экс-участник THU20 Roel Meelkop; смотри также релизы THU20: "Tweede Schijf" и split c Merzbow на V2) состояла в принятом ими на вооружение активном использовании объектов, обнаруженных в ...second hands или, попусту, на улицах - включая металл, дерево, пластик и нехитрые электро-приспособления; именно из-за использования этих отходов их творчество иногда называли Musica Povera - cкудная музыка, музыка нищеты. Ныне воплощенная в призрачную ауру звукозаписывающей студии Frans, "повышенная студийная акустика проекта, взятая из атмосферы пограничных территорий dark-ambient и dark-industrial, остается бесконечнa в своих минималистических комментариях..."

Прогрессируя в саунде и композиционном решении, Kapotte Muziek занял одно из лидирующих мест в обойме международных формаций экспериментальной музыки...

"...TECHNOLOGY WILL CONTINUE TO EVOLVE, ALTHOUGH PERHAPS NOT ALWAYS FOR THE BETTER. NEW TECHNIQUES UNLEASHED ON OLDER PIECES OF SOUND WILL ALWAYS RESULT IN SOMETHING COMPLETELY DIFFERENT. IN THIS RESPECT I AM ALSO CONSIDERING TO RE-WORK THE FIRST KAPOTTE MUZIEK TAPE. BUT I WOULDN'T CALL RECYCLING A TECHNIQUE. IT'S MORE OF AN ANGLE TO TAKE IN AN APPROACH TO SOUND..."

Следующий электронный проект, получивший заголовок Beequeen, был сформирован в дуэте с Freek Kinkelaar в 1988 как продолжение исследования бесконечности в плане возможностей звука и сонирующих форм, воплощенных в области амбиентной музыки - dark-industrial, звукового коллажирования, musique concrete, либо cовместной комбинация всех вышеперечисленных форм - "прекрасных атмосферных трэков для дождливого воскресного вечера", как утверждалось в одном из обзоров на "Sugarbush". В том же 1988 году, "в обычное время работая на Staalplaat, а вечерами занимаясь дома собственной музыкой", Frans cтартовал и выпуск первого no copyright fanzine - небольшого издания с интервью и обзорами из мира экспериментальной музыки, выходящего каждые два месяца и получившего заголовок "Vital" (ныне популярная Интернет-версия журнала с оперативными еженедельными ревю "Vital Weekly" появилась многим позже, в мае 1995).

...Глубокие басовые байты, смешанные с богато убранной звуковой палитрой. Архаичность, замедленность, тьма. Здесь рождается мир, в котором берет свое начало нескончаемая вибрация галактического хора Beequeen. Электроника и обработка... Можно ли назвать эту гипнотическую, подобно мягко стелящемуся снегу, экстремально замедленную и плавно сконструированную из чистых синтетических звуков музыку танцевальной? Да, если это балет - как гласит один из их поздних релизов "Music for the Head Ballet", переработанный резидентами из Голландии в настоящую артилерию необычных резонирующих объектов... впрочем менее конфронтационных, чем на их ранних релизах. Имеющие опыт совместного творчества в течение более чем 8 лет и спродюсировавшие за это время 4 полноформатных работы, Beequeen создали прекрасную закольцованный транс-мутирующий саундтрэк на всю ночь.

"...YOU MAY BE INTERESTED TO KNOW THAT CHILDREN DO NOT LIKE MY MUSIC... IT IS TOO ABSTRACT FOR A CHILD'S MIND..."

На этот раз в основу проекта Beequeen легли работы немецкого артиста и философа Joseph Beuys ("подобно Джону Кейджу, он имел захватывающее влияние!..."), в своей "I'm Searching For A Field Character" утверждавшего в частности, что "Jeder Mensch ist Kunstler" - "каждый человек является художником, творцом" - основополагающий принцип, принятый на вооружение Beequeen. В 1997 году при поддержке Berrie Kamer и Jan Hiddink (ведущих популярной cерии программ "Grand Disco Classique" - ныне "de Avonden" - на голландском радио VPRO, положенных в основу "живой" серии "Mort Aux Vaches" Staalplaat), по следам записей лекций Joseph Beuys, сделанных за пару лет до его смерти, был записан последний на сегодня альбом Beequeen серии Mort Aux Vaches - "Stet Son".

Амплитудный минималистический шопот background'a, отголоски еnvironmental sound в виде неясных лесных шорохов и бытовых шумов, стук печатной машинки в прологе "Komposition fur zwei musikanten" и часового механизма в последующей "Honingpumpe", резонирующий индустриальный гул и ниспадающие вновь и вновь волнообразные кольца опустошенности и безутешного ожидания, шаркающие шаги по коридору - взад вперед, из ниоткуда возникающие голоса, начитывающие spoken-word фрагменты эссе вышеупомянутого Beuys, холодная кастрация света, нарастающие механические колебания неизвестного происхождения в заключительной "Phlight" и неуловимые органные звуки - что-то напоминающее звуковую дорожку к "Eraserhead" Дэвида Линча... попытка создания импровизированной звуко-цветовой гаммы, некой художественной палитры, где источники цвета - космос, промышленно-бытовая среда, амбиентные технологии, массивная метало-механическая плоть и левитация.

Наконец "для исследования более светлых/легких сторон амбиентной музыки" родился QST, а записанный в 1994 при помощи старого приятеля Maurice van Dongen дебютный "винил" "Questionmark" дал жизнь Quest, став прообразом нынешнего сольного проекта Frans de Waard, c короткого обзора которого мы и начали этот экскурс в электрический мир "jeder mensch ist kunstler" - еще одного человека как творца... - в продолжение его следующих звуковых новаций - амбиентно-гитарного Shifts и ритмического dub-индустриального Captain Black...

"I HONESTLY DO NOT BELIEVE MUSIC IS ABLE TO HELP MAKE FUNDAMENTAL CHANGES. IF MY PRIME INTENSION WAS TO MAKE FUNDAMENTAL SOCIO-POLITICAL CHANGES, I WOULD OPT FOR A POLITICAL CAREER AND QUIT MAKING MUSIC"... (Frans de Waard)


Игорь ВАГАНОВ

при информационной поддержке Staalplaat с использованием фрагментов интервью Франца де Варда Qa'Taari (*)


SELECTED WORKS BY FRANS DE WAARD:

Kapotte Muziek: "Mapa Mundi"(debut tape)

"Font"(LP)

"The Malevolent Ear"(Red Stream)

"ADD"(miniCD, Staalplaat)

"Verder"(CD)

"Live USA"(LP, RRRecords)

"Mort Aux Vaches"(Staalplaat)

Kapotte Muziek/Merzbow: "Continuum"(LP, Korm Plastics)

Kapotte Muziek/Beequeen: "Split"(LP, Wachsender Prozess)

Beequeen: "Nouen"(7" flexi, Korm Plastics)

"Der Holzweg"(Anomalous)

"Sugarbush"(Raum 312)

"Time Waits for No One"(Staalplaat)

"Music for the Head Ballet"(Isomorphic)

"Long Stones and Circles"(miniCD, Staalplaat)

"Mort Aux Vaches: Stet Son"(Staalplaat)

QST: "Questionmark?"(LP, Korm Plastics)

Quest: "Sol"(7", lmtd.200, Korm Plastics)

Duimelinks/De Waard: "Split CD"(miniCD, V2 Archief)


CONTACT: FRANS DE WAARD, BEEKLAAN 302, 2562 AV DEN HAAG, THE NETHERLANDS

http://www.spg.wau.nl/bosb/stud/pp/vdheijden/km.htm