ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД: IKEDA: ПРИАМБУЛА ТИШИНЫ




Наконец пришла пора рассказать о музыканте – мировой сенсации последних лет, которого по праву величают одним из королей электронного техно-экспериментаторства, творческое новаторство которого заслуженно имеет обширную армию последователей и специально для "музыки" которого был даже придуман особый термин, вошедший отныне в историю музыки как "microwave" (copyright@Frans de Waard). Это его технократические микрочастицы, эхолокации, звуковые волны, высокочастотные амплитуды и атомы сегодня, как новорожденный неопознанный био-огранизм штурмуют электро-акустическое пространство, плодясь, множась, обращаясь в эстетическую форму и захватывая новые територии нашего слуха. Сонирующие диджитал-минималистические структуры с точно выверенным японским мышлением базой заданных данных, малекулярные составные Вселенной, всего живого и необушевленного, окружающего нас, Ryoji Ikeda дает им вторую жизнь в своих секретных научных лабораториях по производству практически неосязаемого на слух звучания своих утонченных экспериментальных композиций.
Впервые мое знакомство с его творчеством произошло на двух сборниках высоко уважаемых мною лэйблов – “Document 02: Sine” австралийского “дома” Shinjuku Thief Dorobo Records и “Touch.sampler” ныне, к сожалению, по слухам почившего новаторского британского Touch/Ash International (RIP). Обе созданы на собственной студии Айкеды Cci recordings. На первой музыкант представил пять своих пространственных микро-амбиент-ландшафтов “radio-range”, “zona (I, III-IV)” и “preamble (for silence)” , а также с поддерживаемыми им и продюсируемыми Dumb Type “water” и “love/sex”. На второй – свою знаменитую “Headphonics 0/0” с альбома “+/-“, которая окончательно и бесповоротно “сорвала мне башню” на творчестве этого музыканта.
Как было уже замечено выше, Айкеде в его электронных странствиях, кажется, подвластно все – от микроскопических радио частиц – сэмплированных и обработанных волновых радио-частот и радио-разрядов (“radio-range”) до отрешенных пространственно-пост-индустриальных, механических и harsh-шумовых амбиентных ландшафтов (c Dumb Type), доведенных до пространственной турбулентности и состояния совершенной мантрической гармонии (местами гранича созвучанием работ великолепных Maeror Tri в их архаическом совершенстве), до стоицизма. Между ними – математика и импровизация, сэмплированные звуковые окончания, петли, голоса и переговоры, продолжительные сонирующие аккорды, пульсирующие тональные системы, – все доведено до абсолютного минимума и передается практически на физическом уровне. Невозможно, скажем, отчетливо до конца – как бы высок не был уровень вашей воспроизводящей аппаратуры всех оттенков и гранией (светотени) его звучания, но почувствовать его кожей до совершенного озноба – да. Не раз мои знакомые во время демонстрации записей Айкеды приходили в растерянность и смятение, но не могли не признать после интригующий, подчиняющий и захватывающий без остатка характер его творений.
Именно такой выглядит его “Headphonics 0/0” – подобно своему другому великому соотечественнику Akifumi Nakajima из Aube, Айкеда дробит и фильтрует самим им обнаруженные и вдохновляющие его звуки, сигналы и частоты на микро-малекулы, ДНК, затем аккуратно раскладывая их в собственный пасьянс, увлекательный и бесконечный. Само понятие бесконечности – неотъемлемая черта его работ; возможно ли когда-либо увидеть их завершение, если ежечасно сама природа, пространство, Вселенная, получив Вирус Айкеды архитектурно включает его в свой неприрывный процесс мироздания и сотворения/продолжения порядка вещей. “Наушники” японского новатора – это наш с вами слух, наша рецепторная связь, восприятие данного мира. Он не изобретает ничего нового, но дает нам возможность ближе соприкоснуться с тем, чем и без того перенаселен мир – звучанием этого мира вокруг.
Айкеда – музыкант, звукорежисер, продюсер и композитор многочисленных выставок современного искусства, глава экспериментального объединения аудио-визуальных артистов - лэйбла cci (Inter Communication Centre). Среди прочих работ, представлял в Японии легендарное издание “Silence”, выпущенное Derek Jarman + Simon Fisher Turner с Holger Czukay, John Cage, David Cunningham и др. Музыкальный постановщик ряда театрально-танцевальных спектаклей, автор многочисленных музыкальных работ для японского телевидения. Дискография включает участие на многочисленных престижных компиляциях, как например “Messmervariations” (Ash 1.8CD2), и собственные полноформатные работы “1000 Fragments”, “+/-” и др.
Его "живая сессия" в студии местной голландской радиостанции VPRO и специальной программы Grand Disco Classic (отныне она называется иначе – De Avonden; дай ей бог долгих лет жизни!), поддерживающей и популяризирующей современные культурно-звуковые эксперименты, включила новые симпровизированные “на ходу” версии “Headphonics/+/-” “LSDS”, coтворенные в прямом эфире студии 15 April 1998 годa. Общая продолжительность звучания 35'42”, но пусть сия краткость вас не смущает – краткость, как известно, "сестра таланта". Высоко рекомендуемая работа. И самый короткий отклик на творчество Айкеды прекрасного американского музыканта Джима О’Рурка: “Fucking brilliant!”... Этим, думаю, все сказано.

IGOR VAGANOV

CONTACT: ссi recordings, Seiwa Bldg. 3F, + -7-6 Jungumae, Shibuya-ku, Tokyo 150 Japan