ГЕНЕТИЧЕСКИЙ
КОД: IKEDA: ПРИАМБУЛА ТИШИНЫ
Наконец пришла пора рассказать о музыканте – мировой сенсации последних лет,
которого по праву величают одним из королей электронного техно-экспериментаторства,
творческое новаторство которого заслуженно имеет обширную армию последователей
и специально для "музыки" которого был даже придуман особый термин, вошедший
отныне в историю музыки как "microwave" (copyright@Frans de Waard). Это его
технократические микрочастицы, эхолокации, звуковые волны, высокочастотные
амплитуды и атомы сегодня, как новорожденный неопознанный био-огранизм штурмуют
электро-акустическое пространство, плодясь, множась, обращаясь в эстетическую
форму и захватывая новые територии нашего слуха. Сонирующие диджитал-минималистические
структуры с точно выверенным японским мышлением базой заданных данных, малекулярные
составные Вселенной, всего живого и необушевленного, окружающего нас, Ryoji
Ikeda дает им вторую жизнь в своих секретных научных лабораториях по производству
практически неосязаемого на слух звучания своих утонченных экспериментальных
композиций.
Впервые мое знакомство с его творчеством произошло на двух сборниках высоко
уважаемых мною лэйблов – “Document 02: Sine” австралийского “дома” Shinjuku
Thief Dorobo Records и “Touch.sampler” ныне, к сожалению, по слухам почившего
новаторского британского Touch/Ash International (RIP). Обе созданы на собственной
студии Айкеды Cci recordings. На первой музыкант представил пять своих пространственных
микро-амбиент-ландшафтов “radio-range”, “zona (I, III-IV)” и “preamble (for
silence)” , а также с поддерживаемыми им и продюсируемыми Dumb Type “water”
и “love/sex”. На второй – свою знаменитую “Headphonics 0/0” с альбома “+/-“,
которая окончательно и бесповоротно “сорвала мне башню” на творчестве этого
музыканта.
Как было уже замечено выше, Айкеде в его электронных странствиях, кажется,
подвластно все – от микроскопических радио частиц – сэмплированных и обработанных
волновых радио-частот и радио-разрядов (“radio-range”) до отрешенных пространственно-пост-индустриальных,
механических и harsh-шумовых амбиентных ландшафтов (c Dumb Type), доведенных
до пространственной турбулентности и состояния совершенной мантрической гармонии
(местами гранича созвучанием работ великолепных Maeror Tri в их архаическом
совершенстве), до стоицизма. Между ними – математика и импровизация, сэмплированные
звуковые окончания, петли, голоса и переговоры, продолжительные сонирующие
аккорды, пульсирующие тональные системы, – все доведено до абсолютного минимума
и передается практически на физическом уровне. Невозможно, скажем, отчетливо
до конца – как бы высок не был уровень вашей воспроизводящей аппаратуры всех
оттенков и гранией (светотени) его звучания, но почувствовать его кожей до
совершенного озноба – да. Не раз мои знакомые во время демонстрации записей
Айкеды приходили в растерянность и смятение, но не могли не признать после
интригующий, подчиняющий и захватывающий без остатка характер его творений.
Именно такой выглядит его “Headphonics 0/0” – подобно своему другому великому
соотечественнику Akifumi Nakajima из Aube, Айкеда дробит и фильтрует самим
им обнаруженные и вдохновляющие его звуки, сигналы и частоты на микро-малекулы,
ДНК, затем аккуратно раскладывая их в собственный пасьянс, увлекательный и
бесконечный. Само понятие бесконечности – неотъемлемая черта его работ; возможно
ли когда-либо увидеть их завершение, если ежечасно сама природа, пространство,
Вселенная, получив Вирус Айкеды архитектурно включает его в свой неприрывный
процесс мироздания и сотворения/продолжения порядка вещей. “Наушники” японского
новатора – это наш с вами слух, наша рецепторная связь, восприятие данного
мира. Он не изобретает ничего нового, но дает нам возможность ближе соприкоснуться
с тем, чем и без того перенаселен мир – звучанием этого мира вокруг.
Айкеда – музыкант, звукорежисер, продюсер и композитор многочисленных выставок
современного искусства, глава экспериментального объединения аудио-визуальных
артистов - лэйбла cci (Inter Communication Centre). Среди прочих работ, представлял
в Японии легендарное издание “Silence”, выпущенное Derek Jarman + Simon Fisher
Turner с Holger Czukay, John Cage, David Cunningham и др. Музыкальный постановщик
ряда театрально-танцевальных спектаклей, автор многочисленных музыкальных
работ для японского телевидения. Дискография включает участие на многочисленных
престижных компиляциях, как например “Messmervariations” (Ash 1.8CD2), и собственные
полноформатные работы “1000 Fragments”, “+/-” и др.
Его "живая сессия" в студии местной голландской радиостанции VPRO и специальной
программы Grand Disco Classic (отныне она называется иначе – De Avonden; дай
ей бог долгих лет жизни!), поддерживающей и популяризирующей современные культурно-звуковые
эксперименты, включила новые симпровизированные “на ходу” версии “Headphonics/+/-”
“LSDS”, coтворенные в прямом эфире студии 15 April 1998 годa. Общая продолжительность
звучания 35'42”, но пусть сия краткость вас не смущает – краткость, как известно,
"сестра таланта". Высоко рекомендуемая работа. И самый короткий отклик на
творчество Айкеды прекрасного американского музыканта Джима О’Рурка: “Fucking
brilliant!”... Этим, думаю, все сказано.
IGOR VAGANOV
CONTACT: ссi recordings, Seiwa Bldg. 3F, + -7-6 Jungumae, Shibuya-ku, Tokyo
150 Japan