Various Artists: "Manga"
[the Best themes from live Motion Pictures]



Мы крайне редко обозреваем т.н. "пиратские" релизы, выпущенные в нашей стране, но на этот раз есть несколько причин для исключения. Во-первых, приведенная выше пластинка представляет собой хорошую селекцию наиболее популярных мелодий из японского "аниме", которые мы любим. Во-вторых, возможность познакомиться с оригинальным релизом, взятым за основу данной "перепечатки", у нас в ближайшее время едва ли представится...

Несколько кажется странным заголовок альбома "Манга", хотя все представленные на нем работы взяты из японской анимации. Несколько "оправдывает" такой неожиданный подход фрагменты из вводной статьи в "недопечатанном" буклете, подробно проливающей свет на сегодняшний день рисованной графики-комиксов в стране восходящего солнца. Так же трудно установить и страну изготовитель сего творения - ни одно из нескольких приведенных на back-сайте обложки логотипов нам абсолютно ничего не говорит...

Ну, да бог с ним, перейдем лучше к музыке. Данная подборка, конечно, не может объективно и целиком служить вам полноценным гидом по японскому "аниме", однако ряд классических шедевров на ней представлен - это, прежде всего, хиты из знаменитых лент "Akira" и "Ghost in the Shell". Для полного списка не хватает, скажем, того же "Sailor Moon". Но зато есть рангом пониже в рейтингах известности "Armitaj III".

Альбом стартует одним из моих самых любимых треков - темой "Making of Cyborg" из "Призрака в доспехах". Детский чистых хор а капелла, поющий почти поднебесно-этериально как хор ангелов в переполненной тихиной, камерностью, величием и красотой атмосфере. Только барабан отбивает гулкий ритм. Кристально чистый гимп - эпический и утонченно изящный. И, одновременно, передающий истоки японской традиционной музыкальной культуры. Мистицизм и мужество, доброту и античность.

В продолжение, открывающий пролог из "Serial Experiments Lain" звучит как традиционный американский гитарный альтернатив-рок 90-х - просто, попсово, романтично и бесхитростно. Центральная тема из "Armitaj III" - какая-то увертюрная смесь на темы типичных боевиков в стиле "Миссия невыполнима": электроника, сухой ритм, ударный бой, ведущая партия клавишных, которая вновь сменяется "Кибер-микс" "Скорость" из незнакомой у моему стыду "S.E.Lain" - более-менее отвечает своему "скоростному" заголовку: глухая "бочка", восточный, густой и витееватый как патока азиатский этнический мотив, космические волны в бэкграунде. Типичный агрессивный техно-транс для танцклубов. Следующий трек "Kaneda" представляет знаменитую серию боевиков про Акиру, и звучит как модернизированный и "политкорректный" Einsturzende Neubauten с "Halber Mensh": какие-то эпически-мантрические вокализы, не менее ритуально насыщенная звуковая оболочка, очень динамично сыгранная на механико-металлических ударных, пульсирующая канва. Чисто, возбуждающе и в меру динамично. Еще одну загадочную композицию - минималистическую и электро-акустическую "Puppetmaster" из "Призрака..." - можно слышать в своеобразном эхо-продолжении темы Акиры: не помню видеоряда, приуроченного к этой теме в самой ленте, но звучит как царство подземных гротов, сталактитов, и ...группы "Виды рыб". Еще одна изящная "жемчужина" сборника.

Как холодный душь после такой романтики следует изрядно "рокешная" тема "Lains", какая-то "молотобойная" арт-роковая "Killer" ("Armitaj III") и продолжающая ее более ординарная "Pulse Beat" ("Serial Experiments Lain")... Пока снова не возникают мистические образы "Акиры" в каком-то гипнотическом мантрическом тибетском песнопении, расцвеченном экзотической ритмикой стальных ударных (еще один призрак Бликсы Баргельда Со). И заголовок всецело отвечает теме - "Мутация". В центре композиции обрядовый мужской хор голосов внезапно сменяет этериально-женский, напоминая вступительный трек сборника. Удивительная вещь. После которой как-то постепенно начинаешь понимать в чем сила цельных альбомов, и несостоятельность разношерстных надерганных сборников. Сорри. К счастью, у составителей "Манги" хватило ума продолжить предыдущую тему увертюрной "Floating Museum" ("Призрак..."). На этом бы все и закончить, но... вот опять несутся в пляс пружинящие техно-индустриальные скачки "Антидипрессанта 004" из "Serial Experiments Lain". И, отдавая отчет в том, что а. японцы - люди непредсказуемые, б. стоит учитывать еще и камерческий рейтинг данного релиза и целесообразности его выхода в нашей стране,
с. что среди слушателей найдется немало "модной клубящейся молодежи", не особо вникающей к японские чудеса, кроме иероглифических модных тату и тех же загадочных загагулин на стильных маечек, замечу, что следующие четыре трека в миксере "Манга" для них.

Коду на альбоме ставит "Реинкарнация" - римейк темы "Making of Cyborg" из "Призрака в доспехах".
Чем, на мой взгляд, вполне достойно и концептуально, по-восточному и величественно завершает "хождение в страну суши, "Шарпов" и Покемонов" на весьма оптимистической ноте. В целом (учитывая нагромождение несколько "чужеродных" лично для меня треков), данный сборник немного проигрывает с подаренной мне и подруге Альбина Мартине любительской безукоризненной "сборке" еще одного "мангалоида" - нашего дорогого Макса из итальянского "Оссidental Congress". Но для любютелей всего совершенного и безукоризненного, для всех перфекционистов людбме ведь не случайно на CD-проигрывателе придумана кнопочка "select"... К ней всех и призываю. Кофе, полнолуние и японские "мультяшки". Лучше на пару с визуальным оригиналом.

Igor Vaganov