M.A.R.S.: "78+" (Atavistic) |
"В действительности, no-wave сцена умерла очень быстро. Все, что происходило там тогда было настолько интересно, что каждый, кто когда-либо думал об игре на гитаре, тотчас решался создать группу" (Glenn Branca)
За прошедшие 20 лет звуковой революции мир устал от всех этих крушащих, пугающих, диссонирующих psychotic-noise гитар, от некогда причудливых слияний невозможного и на первый взгляд несопоставимого, в своем эстремально-звуковом терроре разбивавшем любое здравомыслящее представление о музыкальном мышлении те годы и, одновременно, наполнявшем ее новым содержанием в реформации инновационных музыкальных идей. Под затихающую агонию кононады анархо-панка, преобразующегося с лихвой в рационализм, разочарованные в консервативных доктринах рок-музыки, они использовали все свое безрассудство, как и в полной мере мотивы собственного нигилистического отвращения, где сама музыка являла собой нечто рублено-шероховатое, минималистичное по природе, атональное. Где шум во имя шума, всегда деконструктивность в традициях, пугающих своей несдержанностью и провокационностью фрустраций, манией и дипрессией, где неврозы насилия и одиночества как рефлексия - психосоциальная менструация реальности вплоть до тотального саморазрушения в своем потоке безжалостного формирования новых идей в продолжение ранних Velvet Underground.
"THIS IS NOT "INDUSTRIAL" BUT H U M A N MUSIC, AND SO WHAT IF SAID HUMANS SOUND LIKE THEY'RE IN A BAD WAY ?.." (Village Voice, october 1981)
NO-WAVE - движение, основанное в исходе 70-х в Нью-Йорке, выросло на пересечении авангардизмов Нижнего Манхэттена и ряда музыкальных сцен - особенно панк-рока, привлекавшего внимание художников в поисках особого источника для вдохновений и радикализма. В прогнивших подвалах и на чердаках (на примере E-Space) "самой большой крыши мира", в клубах East Village зародилась в те годы новая будоражащая воображение экспрессивная и комбинированная жестикуляция, замененная многоликим хаосом, пульсирующей динамикой вен своих невообразимых настроек, feedback'ов, сонирующих аритмий и абсолютного вызывающего аутизма. Их именами были атональная фригидность и взвинченность фанка-фриджаза-панк экспрессии Contortions, структурированная в радикализме вызова любым условностям рока, использующая нефиксированные ритмы и нестандартные гармонии неортодоксальная клаустрофобия Arto Lindsay и DNA, визжащая, заклинающая в монотонном кровавом потоке провокационность Teenage Jesus and the Jerks' Lydia Lunch, и гипнотически обескровленный, бесхребетный, лишенный какого любого намека на человеческие чувства, преисполненный шизофрении и сюрреальности white-noise квартет M.A.R.S. Их манифестом, звучавшим словно призыв к восстанию и тотальной абструкции, служил записанный в 1978 году легендарным Brian Eno двойной альбом "No New York" - еще более безжалостный, разрушительный реквием пост-индустриальному обществу, впервые открыто заявленный устами четырех вышеперечисленных команд.
"MARS TURNS SKULLDRILLING GUITAR ROCK INTO PRIVITIVE ART OF THE HIGHEST ORDER" (Jimmy Johnson, Forced Exposure)
В упомянутой четверке, M.A.R.S. были пожалуй наиболее известной из беззвестных групп: по-прежнему о них известно лишь немногое. Участники проекта - Mark Cunningham (бас), China Burg (она же Lucy Hamilton; вокал, гитара), Nancy Arlen (ударные) и Sumner Crane (гитара) - некоторое время жили на 12 Street в апартаментах Лидии Ланч, в те годы уже признанной королевы downtown и одного из лидеров "никакой волны" в Нью-Йорке, превратившей свой дом в некую цитадель для нового движения. Arto (Lindsay), Lydia и James (Chance) считали их по-настоящему гениальной и высоко вдохновенной группой. Arto Lindsay даже пробовал писать для них тексты и едва не присоединился к M.A.R.S. в качестве ударника, если бы вовремя не решился создать собственный проект (DNA). Первый сингл M.A.R.S., увидевший свет в начале 1978 года продюсировал Jay Dee Doughtery (в то время ударник группы Patti Smith). В том же году стараниями Ланч и Линдсея, сумевших убедить Брайана Ино, группа вышла на упомянутой выше компиляции лидирующего эшелона no-wave Нью-Йорка - представленное "Atavistic" переиздание их "78+" как раз и содержит представленные на "No New York" четыре трэка M.A.R.S.
За свой короткий фрагментарный период существования в аорте Max's Kansas City, CBGB's, Irving Plaza с декабря 1975 - декабрь 1978 M.A.R.S. дали лишь 25 живых выступлений в районе Манхэттена. "Хронически-невротическая музыка для эмоционально неустойчивых, "шиза" высокого напряжения, звуки крутизны и полного умопомешательства, и, одновременно, прекрасный саундтрэк, черпаемый из внутренностей Беллвью... Абсолютно прекрасная мерзость!" - характеризовала M.A.R.S. тех лет Лидия Ланч. В записи релиза "John Gavanti"(1981) приняла участие Ikue Mori (скрипка,альт, виолончель). Бывшие участники DNA помогали им записать не менее архивный сегодня сингл "Don King" (1985). Джим Тируэлл, вырвавшийся на свободу безумный гений нью-йоркского подземелья, был звукорежиссером их "MARS' 78" (1986), а Люси Гамильтон позже участвовала в сольной коллаборации с Лидией Ланч "The Drowning of Lucy Hamilton" (1985).
"SOUNDS LIKE TORTURED CHILDREN SINGING IN SEVEN DIFFERENT TONGUES" (Lydia Lunch)
Двадцать лет спустя архаический документ квартета стараниями и интересу к исторической серии переизданий легендарной эпохи на лэйбле Atavistic сегодня вновь возрождает нам богов войны M.A.R.S. Первоначально изданный в формате винила на собственном издательском проекте Лидии Ланч "Widowspeak" c ее благославенным комментарием под именем Lorna Dun, оригинальная версия альбома ныне выходит дополненная двумя "бонусами" "Scorn" и "N.N.End", заимствованными с их предыдущего одноименного 12" сингла (Lust/Unlust, 1980). Открывать же сегодня заново M.A.R.S. - это не только касаться некоего исторического арти-факта 70-х на фоне по-прежнему поражающей и захватывающей еще одной страницы передового нью-йоркского экспериментального фронта, но и открывать для себя нечто большее в понимании развития инновационной музыки с позиций дней грядущих - звучащей не столько архаично, сколько живо и актуально для нашего времени, кричащего эстетикой разрушения 90-х.
Игорь ВАГАНОВ
CONTACT: (see Atavistic)