NOCTURNE: Im Herzen Europas!

"Kapitulation" (State Art)
"Hymn for Heresy I & II" (Old Europa Cafe)

Ноктюрн родился из боли.
из боли за историческое прошлое Европы в период близкрига Вермахта и боли за предательство собственной страны, захвата и капитуляции европейских городов и стран. Ноктюрн родился на руинах. руинах больших и малых городов, размытых и стертых хроникой прошлого в семейных исповедальных альбомах, с одиноких безымянных обелисков на окраинах и пустырях истории. Ноктюрн родился из памяти, трансформируя исторические слова Француа Вийона "..страдание мне веру придает" в звук, Nocturne ныне пытается сызнова самостоятельно переосмыслить новейшую историю Европы второй половины ХХ века через свое творчество - историю трагедий и войн, предательства и лжи, доблести и чести.

Nocturne был образован во Франции в 1994 году и долгое время оставался безымянным придатком к альтернативной радиопрограмме под заголовком НОКТЮРН, шедшей во французском Туре в течение двух последних лет. именно под ее влиянием основатель и главная движущая сила программы/проекта Saphi обрел и интерес к новому экспериментальному звучанию - прежде всего, к особенностям индустриальной эстетики, и к историческим аспектам драматических путей Европы на рубеже 2-й мировой войны. этот образ и лег во главу концепции нового звукового проекта - связь концепции музыкальной и исторической. с другой стороны, как утверждает его основатель, Nocturne всегда cуществовал и в неразрывной связи с его другим арт-проектом, носящим название Art Schock. деятельность Art Schock включала выпуск драпировок, банеров, растяжек и флатштоков в поддержку выступлений многих идеологически-индустриальных коллективов, наиболее успешным из которых было участие Art Shock в подготовке оформления европейских концертов Death In June и Der Blutharsch в Лиле. "Art Schock is like a department of art, history... Art Schock work and look back on history for his Art production. Nocturne is definitly a sound representation of Art Schock. All document used by Nocturne is before all, a reseach in Art Schock. Art Schock is a laboratory where you can find the best and the worst!" (Nocturne).

первый же вышедший после двух кассетных релизов ("Frieden Krieg", 1996, и "Cendres", 1997) официальный 10"-альбом "Offensive... de paix" на известном немецком лейбле Tesco с фотохроникой народной послевоенной расправы над коллаборационистами на кавере принес успех и интерес к творчеству Nocturne в странах Бельгии, Австрии, Англии, Японии, России, Испании, Италии и Чехии. многие в то время усматрели (и не без причины) большое влияние на звуковой и эстетический образ Nocturne другого известного французского проекта - Les Joyaux de la Princesse, хотя Сафи всячески и отрицал какое-либо влияние из вне, кроме самой литературы и истории. "Для Nocturne важен не факт inspiration, сколько факт reflexion..." Причиной такого резкого негатива на всяческие сравнения с LJDLP стали крайне напряженные уже в то время отношения между этими двумя проектами. причиной тому послужил факт, что после появления и первого успеха Nocturne на музыкальном рынке, ряд мейл-ордеров и независимых изданий тотчас поспешили коммерчески использовать проект, рекламно представив его как сайд-проект LJDLP. как и следовало ожидать, это вызвала крайне негативную реакцию со стороны лидера LJDLP Эрика Канафаля, за которым последовало гневное скандальное обращение к медиа, опубликованное рядом журналов. спорным стал и вопрос о названии: не секрет, что в свое время Сафи и Эрик действительно сотрудничали в совместной работе над программой Nocturne, в связи с чем Эрик посчитал некорректным использование заголовка передачи в названии новой группы. скандал, напоминавший Голливудскую мыльную оперу, привел к тому, что очень быстро отношения между ними бывшими comrades достигли крайнего негатива и вражды.

пытаясь оторваться от наследия LJDLP, Nocturne выпускает в 1999 на итальянском Old Europa Cafe 10" "Kommando Holocauste" и на следующий год на немецком State Art альбом "Kapitulation", декорированный главой лейбла Марко Кохом и - по традиции - богато иллюстрированный послевоенной трафейной фотохроникой разрушенных, разбомбленных городов Европы и цитатой на немецком "... wenn alle untreu werden, so bleiben wir doch treu..." в лейтмотив своего звукового послания. заголовок работы говорил сам за себя - итог добровольной сдачи Франции вермахту, 16 июня 1940 года - роковая страница французской истории. альбом открывала увертюра - архивная французская боевая песня - и марш передового авангарда, перебиваемый тяжелыми сэмплами power-electro-кононады, но одновременно звучавший как время, неумолимо двигающее историю. знакомая по "offensive..." излюбленная смесь старых сэмплов и довоенных речей, подчеркивающая дух времени, здесь обрела более мощное и тягучее статичное звучание, нагнетавшееся military-martial industrial во вступлении. драматизм, тяжелое чувство фатума, ожидания и тревоги, нескончаемый резонирующий оркестровый звук хоральных фуг - все отчетливо визуализировалось в некое документально-хроникальное откровение, крайне экспрессивное и глубоко личностное, перераставшее вскоре в невесть знает откуда взявшийся фрагмент 'Чардаша' Монти. далее - оглушительная пустота:
мертвые предгрозовые облака гулких drones, нависший индустриально-промышленный фон и изредка статичные шумовые ритмические пульсации. "капитуляция" звучала аскетично и величественно, как память - мрачные воздушные потоки, power-реверберации на фоне деклараций и семплов речей, нойзы, разряды, турбулентность, тьма и снова ожидание... могучие амбиентные ландшафт-увертюры обрастали новыми симфонизированными сэмплами, достигая своей наиболее "бронетанковой" и резонирующей кульминации на "Je ne regrette rien". в целом альбом, как и положенно, оставлял в крайне гнетущем состоянии и был заметным (хотя и переходным) шагом Nocturne к новому образу звучания.

новое звучание Nocturne обнаружилось вскоре на "Hymn of Heresy", драматическом фундаментальном опусе в двух актах, вышедшем в 2002 на итальянском Old Europa Cafe. сделанный в виде развернутой военной топографической карты, специальный диджипак с некрофилическим снимком безымянной жервы (что интересно, возложенной лицом вниз) на развороте включал компакт с 74-минутной увертюрой плотного power-electro-noise в семи главах, мощного как карательная атака в заглавном "Les Sanglots des Violons" и психо-разрушительного в продолжении на первой части "H.F.H" (!) в нескончаемых вистибулярных реверберациях, резонирующих сверлящих потоках и петлях турбо-звучания, грубых сдавленных резонансах, упруго до боли в висках впивающейся напряженной массе инородных прострационных глухих шумов и дронов... и все это при вообщем-то оставшейся прежней без изменений эстетике и синематической визуальной документации, архивных радиофонических сэмплах, умело прокрученных в самых брутальных сонирующих фрагментах альбома, доводящих накаленное воображением до иступления, пространственных хмурых звуковых ландшафтах, ставших менее амбиентными и абстрагированными. тема альбома целиком концентрировалась снова на жертвах войны - узниках гетто и холокоста, безвинно убиенных истинных героях великой Дантовской трагедии: "...patients, indescrutibles, ils ont vaincu par la duree...". "концентрационный" релиз постепенно переростал во всепоглощающую стале-бетонированную ораторию - на внушительном треке "Herest au Ghetto" протяжными атмосферными резонирующими scretch-реверсами, оглушительно пикирующими на
слушателя авиа-налетом и содрагавшими воздух резонансами, на "Je me Souviens"
почти Пинк-Флойдовским усиленным во сто крат реверберирующими басовыми
низкочастотными атональностями, оборачиваясь в финале в полную клаустрофобии и
безысходности оглушительную сюиту, заставляющую лихорадочно давиться остатками воздуха и учащенно биться пульс. не случайно среди групп, частичное оказывающих влияние на нынешние творения Nocturne, не раз отмечались Grey Wolves, Haus Arafna, Rasthof Dachau, Genocide Organ, Con-Dom и Militia.

...влияние культурологических артифактов в визуальном искусстве и литературе на Art Schock и Nocturne беспорно. как и геополитические акценты, крайне негативная реакция на т.н. новую Европы и продолжающуюся эскалацию американского масс-культа ("...Европа стала придатком Америки, его сателитом, и материалистические, капиталистические доктрины все больше продолжают углублять пан-Европейский кризис, как национальный так и социально-культурный", Nocturne).

в настоящее время Nocturne занят реализацией сразу нескольких серьезных европейских проектов, один из которых - новый сайд-проект под заголовком Europa Plan cовместно с немецкими партнерами, ничего общего с Nocturne не имеющий в
звучании. по-прежнему уже много лет, начиная с 1992 года, Nocturne продолжает и
свои традиционные походы на Словению, Любляну, в день независимости в конце июня, мечтая однажды увидеть Россию для новых хроникальных документов
и вдохновения в пролог к своим будующим работам.


Igor Vaganov


CONTACT: Art Schock, BP 6, 12 rue Maurice Bedel, 37000 Tours, France