'Lunacy'. Ян Шванкмаер.

Новый фильм 'алхимика сюрреализма', как его называют на Западе, художника и кинорежиссера Яна Шванкмайера (Jan Svankmajer) называется 'Lunacy' (Лунатики). Как и все предыдущие фильмы этого мастера кино, он сделан в жанре притчи-ребуса. Литературный сценарий фильма, написанный по мотивам двух рассказов Эдгара По - 'Заживо погребенный' и 'Безумный психиатр', а также под влиянием романов маркиза де Сада - Шванкмайер создал тридцать лет назад. Но руководство социалистической кинематографии отказалось тогда от постановки. Через тридцать лет Шванкмайер осуществил свою мечту. В ноябре лента вышла на экраны Чехии, а уже 14 декабря состоялась ее международная премьера в рамках 35-го кинофестиваля в Роттердаме, где сам режиссер также выступил с лекциями и мастер-классами по поводу постсюрреалистического кино. В рамках курса была продемонстрирована лента 'Конспираторы наслаждения'. Новый кинопроект Шванкмайера 'Surviving Life' (Пережить самого себя) также был представлен в Роттердаме в рамках специальной программы 'CineMart'.

Свою ленту режиссер характеризует как фильм о свободе, репрессии и манипуляции. Действие происходит главным образом в сумасшедшем доме и в замке Маркиза, произносящего богохульные тирады из произведений де Сада. Время действия не обозначено, это может быть и 19 век, и современность. На это обращает внимание в объяснении к фильму и сам режиссер, который, ввиду траура в семье, интервью не дает. Сначала на экране появляется сам Ян Шванкмайер и заявляет: 'Вы увидите философский фильм ужасов со всей присущей этому жанру низостью и упадком нравов, следовательно, речь не идет об искусстве. Впрочем, искусство уже умерло'.

'В фильме соединены реалии сегодняшнего дня и исторические декорации - все это аллегории современного мира. А сумасшедший дом - это его репрезентативная декорация', - написал Шванкмайер. Молодой человек по имени Берло после похорон матери видит повторяющийся сон. Раздается стук в дверь и его личные вещи - полотенце, белье предательски лезут к двери, чтобы открыть ее. В комнату врываются здоровенные санитары, надевают на Берло смирительную рубаху, он сопротивляется и во сне сокрушает и разбивает все в комнате. На этот раз очнуться от кошмара помогает ему неизвестный пожилой человек, приглашающий Берло к себе в гости. Так герой знакомится с загадочным Маркизом и его замком, где хозяин устраивает оргии в часовне. Они сопровождаются бешеными проклятиями Маркиза в адрес Бога и природы, а потом каталептическими приступами. Излечивается Маркиз от них весьма оригинально: он распоряжается похоронить себя заживо. И только эта процедура возвращает его на некоторое время к нормальной жизни. С Берло после всего этого случается приступ - с видениями бегающих отрезанных языков и кусков ожившего мяса, и Маркиз советует ему полечиться в лечебнице для душевно больных, которой заведует его друг, активный участник оргий.

В больнице работает сестрой и другая участница забав Маркиза - Шарлотта, открывшая влюбленному в нее новому другу тайну: год назад под предводительством Маркиза и его друзей в больнице произошло восстание сумасшедших и настоящий доктор-директор вместе с персоналом содержится в ужасных условиях в подвалах дома. А ее принудили принимать участие в оргиях. Завороженный Шарлоттой, Берло находит ключи от подвалов и освобождает узников, обросших куриными перьями и потерявших человеческий облик. Отомстив обидчикам, новый директор, объясняет своему освободителю Берло методику собственной терапии при лечении душевных болезней: Душа и Тело непрерывно борются за человека. Если побеждает Душа, то заболевает Тело, если побеждает Тело, то человек заболевает психическим расстройством. Терапия Доктора заключается в ослаблении тела физическими наказаниями. Приведенный Маркиз и его друзья подвергаются самым страшным пыткам, они демонстрируются методом анимации на кусках живого мяса. Страдающая девушка оказывается ненасытной любовницей доктора-садиста, а страшный сон молодого Берло о живодерах-санитарах и смирительной рубахе становится явью:

Понятно, что это притча о хрупкости демократии, а кого же олицетворяют эти деспоты и мучители, освобожденные из подвала наивным, влюбленным, душевнобольным юношей?

'В фильме нет однозначных ответов на эти вопросы, - говорит постоянный продюсер и ближайший сподвижник Яна Шванкмайера Яромир Каллиста. - Все фильмы Яна Шванкмайера сделаны так, что расшифровать загадки должен сам зритель согласно своему личному опыту, собственным симпатиям и антипатиям. И в политике. Конечно, фигуры в фильме многозначны, таинственны и обладают многими знаками и признаками. Поэтому о фильмах Шванкмайера так много говорят и спорят: Есть у нас новый проект, он называется 'Пережить самого себя'. Мы его готовим уже три года. Шванкмайер всегда дает своим фильмам смешные подзаголовки: например, фильм 'Лунатики' мы назвали 'философским фильмом ужасов', а 'Пережить самого себя' - 'психоаналитической комедией'. Что будет дальше - не можем загадывать, ведь мы уже старые люди'.

(по материалам 'Радио Свобода', Роттерфеста и официального сайта фильма)

:[ i ]:

Ссылки:

Биография:
Ян Шванкмайер (4.09.1934) - режиссер, сценарист. Родился в Праге. В 1954 году окончил Колледж Прикладных Искусств в Праге и поступил в Пражскую Академию Игрового Искусства на отделение Кукольных Представлений. В его выпускном спектакле "Король-Олень" по пьесе Карло Гоцци играли куклы, живые актеры и актеры, переодетые в кукол. В дальнейшем этот принцип Шванкмайер будет использовать во всех своих киноработах.

В 1957-1958 сотрудничал с театром D 34; в 1958 недолгое время был режиссером и художником либерецкого кукольного театра. В 1960-1962 Шванкмайер создает при пражском театре "Семафор" театр Масок в Праге и ставит спектакли. В 1962-1964 Ян Шванкмайер был режиссером театра "Латерна Магика", с которым продолжал время от времени сотрудничать и в дальнейшем. С 1964 года занимается кинематографом. В 1964 году Шванкмайер снял свой первый фильм - "Последний фокус господина Шварцвальда и господина Эдгара". С 1970 года состоит в Чешской Сюрреалистической Группе.

В 1982 г. самый известный короткометражный фильм Шванкмайера "Возможности диалога" становится не только призером многих международных фестивалей, но и запрещается к показу в Чехословакии. В 1987 году режиссер выпускает свой первый игровой фильм "Алиса", основанный на книге "Алиса в стране чудес". Премьера состоялась на Берлинском МКФ. Второй игровой фильм - "Фауст" (1993) - был впервые показан в одной из программ Каннского МКФ. В 1997 г. режиссер получает награду "Постоянство в воззрениях" на Кинофестивале в Сан-Франциско. В общей сложности им снято 30 фильмов, включая документальные и экспериментальные работы. По собственному признанию - "воинствующий сюрреалист". С 1970 года состоит в Чешской Сюрреалистической Группе.

Фильмография:

Ссылки по теме: