Куда уходит детство...
Pascal
Comelade: "Ragazzin' the Blues" (Les Disques du Soleil)
Pascals: "Abiento" (Les Disques du Soleil)
Два совершенно уникальных релиза, связанные с именем современного французского
авангардного
композитора-примитивиста, уже долгие годы очень любимого мною. Любовь - наверное
проще будет
назвать всю ту мистерию-буф, на моих глазах все эти годы разворачивающуюся вокруг
Паскаля
Комелада. О молодом композиторе, создающим свои небольшие и отнюдь не легкомысленные
пьесы (и,
естественным образом, исполняющем их самостоятельно), пьесы для... игрушечных
детских
инструментов, я узнал в одну из встреч от давнего хорошего друга Артема Троицкого.
Лучше всякой
рекламы, Артем просто подсунул мне в студии телевидения на Шабаловке, где мы
сидели, очередной
релиз, привезенный из своего экзотического хождения "забугорье". И
мы оба с Темой Липатовым тут
же были сражены на повал. Камелад - человек оркестр, и его армия - это игрушечные
клавишные,
дудки, ксилофоны, барабаны, гармоники, масса всяких разных совершенно неповторимых
"прибамбасов", покоящихся в груде пирамидального хаотического хлама
в "детской" почти каждого ребенка. Надо быть или гением, или любящим
весь этот "несерьезный" мир (и продолжающим испытывать чувства по
нему) человеком, чтобы не просто извлечь этот арсенал на свет. Но вдохнуть в
него вполне осмысленную самостоятельную жизнь, добавив вполне взрослые инструменты,
свою фантазию и сочинительских дар.Горны трубите, барабаны бейте! - то, что
любители музыки услышали на его пластинках, выглядело действительно неповторимо.
Незатейливые баллады, нью-орлеанский каджун, пестрые красочные мизансценки,
польки, фокстроты и блюзы - от ямайского регей до Том Вейтсовских низких декаданс-кабареточных
речетативов. Комелад не только перемешал в одном бакале немыслимый интернациональный
венегрет стилей и созвучий, но дал им стойкое волнующее чувство и настроение
- и радость, и грусть, простые, незатейлевые, искренне мелодичные, поэтичные,
выраженные в форме уличного французского шансона. Задолго до нашумевшего фильма
"Амели" с Одри Тату, он создал тот самый мир Амели. Оборотную сторону
другого "гениального дилетанта" - француза Доминика Петитгенда, не
менее прекрасного и неповторимого, досконального в своих дневниках-хрониках
далекого детства, анатомии больших чувств маленького человека и его огромного
внутреннего мира.
Чувственность
здесь созвучно красочности палитры всего окружающего бытия, звуки - ее язык.
История гласит, что и японский проект Pascals тоже родился из тех же чувств
- любви. Любви к
музыке Камелада далеких, таких же загадочных как и он сам с его творениями японцев.
В один из
концертных туров по стране восходящего солнца японские друзья композитора поведали
ему, что у них
есть нечто вроде фэн-клуба Комелада, где собирающиеся в нем самые разные люди
играют и его
музыку, и сами пишут композиции в его эстетике и стиле. Заинтересовавшись, Камелад
отправился на
поиски и вскоре, его стараниями, по возвращению на родину во Франции увидел
свет еще один совершенно сказочный релиз. Не так часты в практике случаи, когда
музыканто столь помогает своим
поклонникам. Но "Abiento" перед вами, и вышла, к слову сказать, на
том же самом лейбле, что все
эти годы поддерживает и самого Комелада.
Японцы давно славились своей уникальной способностью тщательно, открыто и с
интересом впитывать
разные западные стили и направления, а затем воплощать их в какой-то безумный
немыслимый
коктейль, неподвластный воображению. Группа "Паскали" действительно
необычна хотя бы своей
численностью - целых шестнадцать человек поют, насвистывают, тарабанят, скрипят,
импровизируют,
играют и, наверное, еще при этом пляшут под музыку, написанную и сыгранную ими
с любовью к
Комеладу. Один товарищ даже демонстрирует эффект горлового пения на записях,
а в целом все
напоминает общественный фольклорный кружок резьбы по моржовой кости пенсионеров
местного ЖЭКа (сорри за легкую иронию) и не хватает во всем этом сказочном бедламе,
кажется, лишь вездесущего провокатора и массовика-затейника Яматсуко Айа с его
душераздирающими импровизационными воплями, прославившими национальную культовую
звезду как в Boredoms, так и на творениях Джона Зорна. Впрочем, отличие Камелада-оригинала
от его восточно-азиатского "клона", как мне показалось, как раз и
кроется в отсутствии у японцев одной из составных для композитора
импровизационно-авангард-джазовой струи, которая была тонко сокрыта на "Ragazzin'
the Blues".
Зато всплыло другое - нечто фольклористичное по-японски, с местным духом и коллоритом,
с
восточной караоке-ментальностью. И стало похоже на представление национальной
пекинской оперы
(если вам раннее удалось слышать пермутацию этого артифакта в изложении авангардистов
из Ground
Zero - рекомендую!). И еще, наверное, так однажды могли звучать увы мало известный
российскому
музсообществу ростовский оркестр Пекин Роу Роу во главе с художником, футуристом
и безумцем
Сергеем Тимофеевым - уверен, Сергею бы понравилось. "Свадебная полька",
"Египетский реггей",
"Ля-Ля-Ля", "Крадущийся тигр горы" и еще масса не менее
загадочных и говорящих лучше всего сами
за себя названий композиций "Паскалей" с восточным уклоном. И при
этом, тонкая и легкая волнующая
импровизация, бережное и любовное звукоизвлечение, пение, местами напоминающее
так любимое всеми озвучивание "аниме", пьесы, звучащие как некий закадровый
саундтрек к лентам "французской новой волны" - Годару и Ко... Всего
этого вполне достаточно, чтобы увлечься музыкой Паскаля Комелада и его новых
друзей, чтобы полюбить и с нетерпением ждать новых творений.
пс. и последнее:
Achtung Baby! давно ищет возможность взять интервью у Паскаля и Доминика, и
если
кто-нибудь владеет информацией и мог бы в этом помочь, welcome!
Igor Vaganov
Contact: Les Disques du Soleil - PB 92148 - 54021 Nancy Cedex - France