SPECIES OF FISHES/ВИДЫ РЫБ: УЧИТЕСЬ ПЛАВАТЬ!
"ВИДЫ РЫБ - ВСЕГО ЛИШЬ ОДИН ИЗ ПРОЕКТОВ ТРЕХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ИЗ МОСКВЫ. ЭТИ ПРОЕКТЫ БЕРУТ НАЧАЛО ИЗ МНОГИХ НАПРАВЛЕНИЙ, КАК ЖИВЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ, ТАК И СТУДИЙНЫХ СЕССИЙ. ВИДЫ РЫБ СПЛЫЛИ НА ПОВЕРХНОСТЬ ОСЕНЬЮ 1993. УЖЕ СЕГОДНЯ ОНИ ИМЕЮТ ТРЭКИ НА ВСЕВОЗМОЖНЫХ РУССКИХ КОМПИЛЯЦИЯХ, ВЫХОДЯ ПОРОЙ ПОД САМЫМИ РАЗНООБРАЗНЫМИ ЗАГОЛОВКАМИ, КОТОРЫЕ СКРЫВАЮТ ОТ НАС ТВОРЧЕСТВО ЭТИХ ЛЮДЕЙ. ZIMA, NOT, БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ, БИВНИ, МИРОВОЙ ЗМЕЙ, ЧЕРНЫЙ СМЫСЛ, БАНЯ И КАМЕННЫЕ ГОСТИ - ЛИШЬ НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ" (Staalplaat/Korm Plastics).
"ВИДЫ РЫБ сегодня - основной проект для меня, - ведет короткое погружение в хронику проекта Игорь Калядный. - Мне скучно в атмосфере клубов и клубной музыки. В центре нашего внимания сегодня создание качественной музыки для "home listening" (домашнего прослушивания), либо перфоманса с музыкантами, играющими в живую. Мы не DJs, и наша музыка лишь местами имеет очертания техно..."
Электронный андеграунд-проект ВИДЫ РЫБ всплыл на поверхность в Москве в августе 1993 года в столичном клубе "Бункер", где в компании с единомышленниками из ФИО, ZИМА, БИВНИ они дебютировали с живой программой коллажированного environmental/природно-промышленного звучания, разбавленного DJs и "живыми" барабанами. ZИМА и БИВНИ были "частично нойзовым, частично амбиентным, но в целом весьма веселым" совместным проектом Игоря Калядного, микшировавшего звуковые заготовки при помощи порта-студии, Гоши "Рыжего" Шапошникова, рождавшего приводящие в трепет звуки на micro-composer, время от времени игравшего на отечественном синтезаторе Виталия Штерна, и Боцмана, игравшего на живых ударных.
Последовавший затем целый ряд отдельных выступлений с DJs и VJs в столичных музыкальных клубах, многочисленная студийная и домашняя работа, коллаборации и ремиксы для других исполнителей, вчастности, натолкнули Виталия на приобретение семплинговых клавиш и перехода к более серьезной работе над музыкой. "Мы нашли продюсеров, - продолжает историю ВИДОВ РЫБ Игорь Калядный, - или они нашли нас, которые решились открыть очень маленький и очень независимый лэйбл All Zeros, первым релизом которого должна была стать концептуальная компиляция "Freak Beat Future"... Мы просто решили, что раз мы имеем различные музыкальные интересы в создании музыки под различными именами, мы можем соорганизоваться в некое единое движение"...
Названия проектов - Виды Рыб (Species of Fishes), Zима (Zima), Черный Смысл (Black Reason), Amirga Mogus (Мировой Змей), Братья по Разуму (Brothers In Mind), Бивни (Thee Tusks), Not охватывали различные музыкальные стили, но фактически имели сходный "кибер"-саунд. В декабре, после первого путча в Москве, музыканты закончили работу над материалом для компиляции "Freak Beat Future" и индустриально-амбиентного soundscape-альбома Not "Notation". Вся artwork была сделана, обложки напечатаны и казалось нечего не может остановить этот релиз, "но произошло что-то странное, - продолжает Игорь Калядный, - и наши продюсеры исчезли со всеми нашими DATами и обложками двух альбомов, один из которых позже был реализован как "Trans-plan-tanz" на кассете, а второй по прежнему ждет своего часа".
"БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ, НОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ, ФРУКТЫ, ФИО... - мы друзья с большинством из них". Следующим шагом ВИДОВ РЫБ явилась напряженная работа в домашних условиях по созданию музыки для еще одной компиляции - "Эйфория-10". Позднее ошибочно охарактеризованной рядом критиков как "техно", в содружестве с московской НИКОЛАЙ КОПЕРНИК Юрия Орлова и легендарными питерскими НОВЫМИ КОМПОЗИТОРАМИ, данный проект по существу явился предвестником, вдохновителем и, в дальнейшем, активным популяризатором всех передовых технологий того времени в нашей стране. "Эйфория-10", прекрасно вписавшаяся в конце 1994 с лёгкой руки открывшегося подразделения RDM с весьма символичным названием Future Music (Музыка будущего) в этот глубоководный мир, по сути стала эйфорией как для самих Видов Рыб, впервые открыто дебютировавших в грамзаписи, так и для представленной их единомышленниками на сборнике музыки - своего рода отчётом всех накопленных за это время идей, сэмплов, звуков, безумств и ритмических коллажей. Стартовав классическим возрождённым трэком легендарных звуковых имитаторов БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ (Владимир Синий и Игорь Шапошников) "Беломорканал '94" и продолженный раскручиваться по спирали электронно-сонирующих образов в различных пермутациях воображения, вплоть до последнего перерождения под заголовком ВИДЫ РЫБ (Транс Серии 1-4), музыка будущего ВИДОВ РЫБ и ФИО (новый проект Юрия Орлова, открывавший недавно московские выступления известного экспериментатора Holger Czukay) завершила эйфорию настоящего, перейдя в будущее.
"... Я начал собирать голосовые и звуковые сэмплы (фразы, фрагменты теле/радио программ), которые в дальнейшем могли бы быть использованы в чем-то особом и отличном от оригинального контекста. Вскоре весь необходимый материал был отобран, и Виталий с помощью большинства необычных звуков обнаружил и некоторые идеи, которые я в дальнейшем обратил в композиционность некоторых из тех, что позднее мы назвали "Песни немого (беззвучного) мира". В ноябре я посетил Амстердам и передал промо-кассеты Францу со Staalplaat'a, ибо думал, что музыка, которую мы делаем, более приемлема для Европейских слушателей, чем, к примеру, британских, и тем самым более близка вкусам Staalplaat'a. После подписанного затем контракта, 8 месяцев спустя первый компакт ВИДОВ РЫБ был реализован"...
Рождается впечатление, что призыв одного из исторических творений БРАТЬЕВ ПО РАЗУМУ - магнитоальбома 1985 "Молчать!" - стал доминирующим в независимом творческом витке деятельности музыкантов. "Песни Беззвучного Мира" (Songs of a Dumb World) - homemade album, записанный в в Москве летом 1994 и вышедший в серии Korm Plastics годом позже на известном инновационном лэйбле Staalplaat, стал не только фактическим открытым заявлением/манифестом звуковых поисков ВИДОВ РЫБ и их окном в Европу, но и первым значительным соло-концептуальным релизом в русле транс-изоляционизма, электронно-сэмплерных экспериментов в области звуковой и радикальной танцевальной музыки в нашей стране. Околдовывающий своим "немым" звучанием, продолжающий тему "путешествий Посейдона" и его погружения в тайну - заговоривший голосом Байкала, занимательной ихтиологии и глобальных экологических трансмутаций, загадочный мир неодушевленных существ и оживающих звуков в своем глубоководном синкретическом эхо, эта работа продемонстрировала уникальную смесь авангардного транс-техно, dub-ambient на качественно новым уровне вербального общения и форм трансформации мысли, очередного magical mistery tour, преобразующего энергию Вселенной в гармонию внутри.
На запись следующего, второго "кибер"-альбома "Trip Trap" ушел год и три месяца. В прошлом году он стал одним из первых релизов образованного в Москве независимого лэйбла Экзотика, давно заинтересовавшегося подъемом местной экспериментальной сцены. В новом блюде - изящное проникновение в вены минималистического техно, компьютерных игр и сферы музыки jungle. Результат сложной студийной работы отразился и на серьезном звучании high end, не говоря уже об открытиях музыкантами новых компьютерных и сэмплинговых механизмов в области электронных медиа в продолжении поиска интересного качественного звучания, механизмов смешанных медитативных и ритмичных частотных коллажей по следам поисков Rioji Ikeda, Panasonic, Formers Manual.
Последняя на сегодня работа ВИДОВ РЫБ - три рэмикса к песням питерской hardcore группы Tequilajazzz с их альбома "Virus", которые совместно с оригинальными версиями в формате мини-CD "Вирус против вируса" недавно увидели свет стараниями столичной звукозаписывающей компании Фили.
Игорь ВАГАНОВ
* Thanks to Staalplaat и Игорю Калядному за предоставленную информацию
SELECTED DISCOGRAPHY:
Species of Fishes: "Songs of a Dumb World" (CD, Staalplaat/Korm Plastics, 1995)
Species of Fishes: "Trip Trap" (CD, Exotica, 1996)
v/a: "Trans/plan/tanz" (cst, Sojuz/Bekar, 1994)
v/a: "Euphory-10" (CD, RDM/Future, 1995)
v/a: "Purple Legion Strikes Back" (CD, PL Rec, 1995)
v/a: "Euphory-10" (cst, RDM/Future, 1996)
http://www.libfl.ras.ru/specifish