AMSTERDAM,

STAALKADE, 6

(путевые заметки из невиртуальной реальности)

Слушайте, слушайте, слушайте!:

"Нашим ведущим философским принципом всегда являлась раскрутка странных и необычных музыкальных проектов, представляющих на CD или вживую снова и снова новые группы для широкой аудитории. Нашей мотивацией является поиск всего вызывающего. Приносит удовлетворение создать что-нибудь новое и это хорошее чувство, которое провоцирует попытку быть лучшим и отличным от других. Если ты работаешь с новой музыкой (как это делаешь и ты), так или иначе ты обречен на столкновение с оппозицией. То же происходило и с нами, и мы использовали это. Сегодня же мы должны двигаться дальше в поисках людей, бросающих вызов..."

В бушующих культурных страстях Европы двум предстоящим юбилейным фестивалям известного голландского STAALPLAAT - в мае следующего года в Берлине, а в августе в Глазго - вероятно, еще только предстоит потрясти музыкальное воображение. Как, впрочем, на протяжении 15-летней подрывной звуковой деятельности это не раз сходило с рук Geert-Jan Hobijn(у) и его боевой команде в открытии бесконечно нового в радикальном звучании завтрашнего дня, вписавшим на страницы истории лэйбла и мировой прогрессивной музыки имена zoviet*france, Nocturnal Emissions, Laibach, Muslimgauze, O Yuki Conjugate, Illusion Of Safety, Esplendor Geometrico, Edward Ka-Spel & The Legendary Pink Dots, Etant Donnes, Rapoon, Reptilicus, People Like Us, The Tape-Beatles, Jorge Reyes, Kingdom Scum, Laszlo Dubrovar, Deutsch Nepal, Le Farbici Di Manitu, In Slaughter Natives и многих других. Вот ЧТО ТАКОЕ STAALPLAAT:

15 тысяч световых лет

Год назад небольшой лэйбл SSC создал серию записей - звуки города, его пульса и аритмии, - записанную с помощью специально установленных на улицах микрофонов и прочих примочек, получившую заголовок Soundscape (пейзаж, ландшафт). Таким образом, успев реализовать свой проект накануне в Сан-Пауло (Бразилия) и Лиссабоне (Португалия), по приглашению голландской организации Guadeamus, они продолжили свои творения на улицах Амстердама, чему итогом вскоре стал родившийся альбом "Soundscape Amsterdam", включавший мир города, мир улиц, мир неповторимых звуков. И подумалось вот о чем: каким должен быть Soundscape Staalplaat(а), задумай кто выпустить такой релиз, - независимого мира собственно музыкального лэйбла, магазина, специального отдела рассылки музыки по заказам, дистрибюционной компании, выходящий ежеквартально обширный каталог которой "Cata #" включает с завидным вкусом отобранную музыку лучших передовых лэйблов мира (в чем, кажется, уже смогли убедиться некоторые жители Ростова), подразделений и саб-лэйблов Staalplaat(а), концентрирующихся в своей деятельности на экспериментальной музыке в самом широком смысле и спектре - от амбиент-танцевальной до dark-экспериментальной, а также - звуковой поэтики и серьезного глубокого электро-авангарда. Добавьте сюда еще уникальную загадочную серию "Mort Aux Vaches" (Смерть свиньям), записанную живьем по мотивам документальных программ голландской радиостанции VPRO "Grand Disco Classique" Berry Kamer(a) и Jan Hiddink(a) - радикальной альтернативы "MTV Unplugged", реализовавшей раритетные записи Illusion of Safety, In Slaughter Natives/Deutsch Nepal, Contrastate, Merzbow, Scanner, Beequeen, Maeror Tri. A еще - электронную версию издаваемого с 1987 года неутомимым экспериментатором и музыкантом Frans de Waard(ом) журнала "Vital Weekly", в точных сжатых обзорах представляющего многочисленным подписчикам через Интернет все многообразие мира экспериментальной музыки и вновь выходящих релизов со всего света - издание, позволяющее не только легко и свободно ориентироваться в современных джунглях инновационной музыки, но и обнаружить эту музыку по включенным в обзор адресам. Это и... немного инстинкта - то, что делает ныне голландский лэйбл одним из ведущих и поражающих воображение издателей андеграунда в мире.

- Правильнее будет сказать, что сегодня Staalplaat - это одна большая семья, - говорит о нынешней структуре лэйбла его шеф Гирт-Ян Хобийн (Geert-Jan Hobijn). - В нее входим мы, Soleilmoon, Multimood, Korm Plastics и Barooni (а с лета нынешнего года еще и Container - новое атмосферно-экспериментальное звено Staalplaat); долгие прочные отношения по дистрибюции связывают нас и с Cold Meat Industry.

"...Я не приходил в экспериментальную музыку, это она пришла ко мне. Когда я был слишком молод, я слушал "Роллингов" и черпал энергию из их саунда. Экспериментальную музыку я начал слушать позже, после того, как появился Staaltape. Я судил по энергии, которая из нее исходила. А начинали мы с музыкального магазина, когда впервые столкнулись с ней..."

Чем же она привлекла вас в те годы?

"Ну, во-первых, никто не любил ее тогда. Это передовой фронт, где происходит большинство из новых развитий - это во-вторых. Из всего виденного мной искусства это ближе всего и свободно от коммерческих влияний, хотя не абсолютно. Мне нравится эта позиция экспериментальной музыки".

"А нашим рабочим принципом в данном случае является общность следующего:

1. Это должно быть оригинально, в том смысле, что это должно добавиться к чему-то уже существующему и быть новым.

2. Это должно быть нам нужно и интересно. Мы умышленно не занимаемся коммерческим материалом и всем, что нам чуждо.

3. Я люблю рисковых людей - и в звуке, и в самом отношении.

4. Мы хотим представлять новое, способное сделать вклад в музыку в целом.

5. Нас не волнует наша аудитория.

Творческую свободу нам дает финансовая независимость. И в то же самое время она ограничивает нас... Понимаешь, мы не существуем на дотации. И если бы однажды я хотел расстаться со своей свободой, я немедленно остановил бы все это. Но я не работаю ради денег..."

Слушайте, слушайте, слушайте! Гирт-Ян использует эту основную формулу, чтобы точно решать, какую музыку будет выпускать Staalplaat. "Я ищу определенное состояние, и это в определенной степени мои вкусы - то, что мне нравится, - говорит он. - Я люблю хорошую музыку и ненавижу плохую". Бесчисленное множество различных имен и их различных серий, которым в те годы лэйбл дал жизнь, ныне трудно и припомнить. "Тем более мы не историки. После выпуска альбом раскупался и таким образом исчезал во тьме истории..."

К 1996 году Staalplaat спродюсировал и реализовал более 1000 компакт-наименований.


Контактные адреса STAALPLAAT:

shop: Staalkade 6

1011 JN Amsterdam

Holland

t: 31 20 - 625 4176

f: 31 20 - 623 9281

label mail: PO Box 11453

1001 GL Amsterdam

The Netherlands

t: (0) 20 - 625 41 76

f: (0) 20 - 620 35 70


Игорь ВАГАНОВ

Ростов-Амстердам

с использ. инфо "Taste of Latex"

Thanks: Geert-Jan, Roland, Frans (Голландия)


V/A “The Answering Machine Solution” (Staalplaat 100)

“Hello, I hope that you are not someone whose call will be unwelcome – because if you are go now and do not leave a message – if you are unwelcome and do leave a message I promise you that I will hunt you down, follow you to the ends of the earth if need be, and dispatch you with compassion whatsoever.”

STAALPLAAT 100: GHOST IN THE MACHINE

Таким нетрадиционным отступлением британский музыкант Carl Black (Left Hand Right Hand, Daniel Dax, Shock Head Peters, Current 93…) открывает юбилейный 100-й релиз голландских алхимиков Staalplaat – проект, изначально задуманный 4 года назад и в течение всего последующего времени реализовывавшийся при участии 47 композиторов со всего света, получивший заголовок The Answering Machine Solution. Интерактивный альбом включает 66 трэков, длящихся в большинстве своем не более 30 секунд, общей продолжительностью около 41 минуты, и является технократической одой… автоответчику. Именно применительно к нему – при достаточной игре воображения и несомненном чувстве юмора – все вышеперечисленные творения легко могут быть использованы либо напрямую в непосредственно готовом виде (первая часть альбома), либо в виде неких звуковых полуфабрикатов (“just sounds”) во второй части, на которые, подобно методу караоке, вы с лихвой сами сможете наложить излюбленные варианты обращений к друзьям или недругам, часть из которых заранее благоразумно представлена стараниями господина Блэйка на буклете). Третья и заключительная четвертая части наконец представляют на альбоме особое и специальное предложения. Концепцию данного релиза отражает и его оформление – словно хмельной мираж с опусов Сальвадора Дали, фрагменты инсталляции The Disembodied Art Gallery, являющие «скованные одной цепью» проводов, как связующей нитью коммуникации, боевой парад допотопных черных телефонных аппаратов.

В связи с вышеобозначенной идеей говорить о художественных достоинствах альбома сложно, но возможно, ибо его музыкальные особенности должны быть рассмотрены особо.

Стартующий с двух прекрасных атмосферных трэков проекта англичанина Andrew Hulme (O Juki Conjugate) A Small Good Thing, он продолжается закольцованными телефонными зуммерами на “Excuse me for a moment (it’s alright)” проекта Wicky Beneath/People Like Us и маниакальным безумием “Hello, hi, honey” Gregory Whitehead. Далее следуют два отменных аудиоколлажа итальянцев Kingdom Scum, вдохновленных идеей «коротнутой» машины, наперебой лихорадочно представляющейся «Я – автоответчик, я – автоответчик…»

Необычные по форме и содержанию, но объединенные общей идеей «духа в машине» фрагменты говорят с вами на языке женского оргазма и электро-акустического environment’а зарисовок повседневности (Marion Van Oijen/Mark Tegefoss/Xavier Martin), голосами полуночных кафедральных молитв (Hypostatic Union) и soundtrack’ов, словно взятых из архивов Дарио Ардженто (Burkhard/Beins), поэтикой spoken word (Konstruktivists), странной эстетикой телефона доверия (ENE, Deutsch Nepal, Automaticity) и рядового звукового тестирования (The Disembodied Art Gallery, F.Kelly), порой деформированного (Jurgen Morgenstern), либо напрямую вызывающего (Symetrics). Они говорят на языке иной звуковой среды (Brunnen, Dominique Petitgand, Brume), гитарно-фолковой баллады (Hungry Ghost), death-ambient soundscapes (Leif Eiggren), радио-медиа-миксов (Impulse/Jara Discs), петель амбиент-минимализма (Richard Bone) и полифонии индустриальных квази-симфоний (Karl Black). Автоответчик Staalplaat’а представит вам электроаналоговые манипуляции (Sons Of Silence, 116 Crew), статические разряды musique concrete (Roel Meelkop), нойз (Crawl Unit), протяжные реверберирующие drones (Ultrasound), классические индустриальные раскаты (Left Hand Right Hand) и безумные танцевальные техно-биты (Circus Of Pain). Наконец автоответчик наиграет вам незатейливую самбу (RL 36) и простенький фокстрот (Dominique Petitgand) на флейте (Syllyk), губной гармошке (Karl Black), аккордионе (Martusciello) или ксилофоне (Duburse).

А финал удивительного издания отчего-то напомнил мне фильм “Pret-A-Porter” с заключительным аккордом обнажения на ассамблее высокой моды. На ассамблее высокого креативного осязания окружающего звучания Staalplaat им стала этническая шаманская песня с пожеланиями удачи, в записи Nigel Ayers (Nocturnal Emissions). Вероятно потому, что все гениальное просто и старо как мир. И, право, не знаю, поднимет ли данный релиз на новую ступень успех таких гигантов средств коммуникации как, например, Telecom, но решительно как и прежде продолжая интриговать и поражая воображение слушателей, дух звуковых пространств, как призраков грядущих технологических мутаций, и их освоение заставляет с нетерпением ожидать очередных «буровых разработок» перевернувшего еще одну историческую страницу своей деятельности лэйбла.

Igor A. Vaganov