Фильмы-участники фестиваля видео-арта «Чужие!» Ростов-на-Дону : июль, 9-10 2005

Ростов-на-Дону

Денис Веремьев и Илья Стрелецкий – группа «Минимализм», уже довольно известная среди поклонников видео-арта по двум полноформатным работам «Приготовления ко сну» с известным ростовским художником и шоу-мэном Колей Константиновым и «Конструктор», показанной на фестивале «Свои». Их новый короткометражный опыт под заголовком «Скамье» - обыденные бытовые зарисовки из жизни аутсайдеров и маргиналов современного мегаполиса.

Юлия Боровая - эспериментально-социальные видеофильмы отражают творческое отношение к современным брендам массовой культуры, а также проблемам живого и животного. Примером чему и является «Zoo».

«Пиксель» - сознательный абстрагировавшийся от всяческих канонов проект, основанный на чистом опыте создания абсурда и крайности восприятия, болезненности и драматичности на экране. Чему примером и станет представленная ими на фестивале лента «Новогодняя мясорубка».

Борис Ткаченко – автор множества клипов ростовских андеграунд-групп. По собственным словам, пытается воссоздать научную фантастику на экране во всех ее ипостасях. На фестивале представляет свою последнюю короткометражку «Перевал» - драматический эпос по роману «Хищные вещи века» братьев Стругацких, «образ человека, отрешенного от жизни, пытающегося через поиск синтетически совершенного наркотика обрести свой логический конец».

Akiv & Rotor-Vibrator - фильм снят на основе совместного видео-перфоманса с художницей Akiv под названием «Медиа-Киднепинг», основной концепцией которого была попытка донести до зрителя влияние медиа-культуры на разум ребенка, и ее последствия.

: русское кино

Питер

«параллельное кино»

Евгений Юфит - признанный лидер некрореализма, движения, сформировавшегося в Ленинграде в первой половине 80-х годов как своего рода отечественная модификация посредством живописи и кино эпатажной панк-культуры. В 1984 году организовал независимую киностудию «Мжалалафильм», объединившую художников, писателей и кинорежиссеров, симпатизирующих радикальному эксперименту в кинематографе. Создал ряд лент, позже с успехом представленных на ведущих международных кинофестивалях (Роттердам, Локарно, Торонто, Монреаль, Москва) и ставших классикой питерской школы экспериментального кино.

братья Алейниковы - в отечественную киноисторию вошли, как "параллельщики" - создатели экспериментальных андерграунд-лент, снятых на узкой пленке, таких как «Трактора» (1987), «Я холоден, ну и что?» (1987), «Жестокая болезнь мужчин» (1987), «Постполитическое кино» (1988), чья эстетика и идеология были абсолютно несопоставимы с канонами, принятыми в советском кинематографе. Работали в жанрах mail-art, book-art, socart, home-art.

Евгений Кондратьев – один из участников питерской группы «некрореалистов». Третье главное действующее лицо по значимости в «параллельном кино» после братьев Алейниковых и Юфита. Последние 10 лет проживает в Берлине. Работы Кондратьева «Максим Максимыч» и «Письмо другу» находятся в немецком и американском музеях кино и давно признаны классикой экспериментального кино в России.

Москва

Дмитрий Модель/«За Анонимное и Бесплатное Искусство» (ЗАиБИ) - группа возникла в начале 90-х годов и активно работала в актуальных около художественных формах до 2000 года. В первую очередь известна своими афористичными лозунгами, уличными акциями, радикальными аудио- и видеоработами.

Пермь

ленты-призеры Международного фестиваля видео-арта «Machinista» Machinista - фестиваль видеоарта, ежегодно проходящий в г.Перми. Включает в себя коллекцию короткометражных фильмов: экспериментально-научных видеоизображений, видео-арта, анимационных и VJ миксов, работы из области компьютерного моделирования и флеш-кино, которые являются прямой иллюстрацией идеи «мира, увиденного машиной».

: спецпрограмма

Ричард Керн – знаменитый нью-йоркский фотограф, классик нью-йоркского 8-мм кино и андеграунд эстетики «transgression»; прославился двумя кино-шедеврами, поставленными совместно с американской конфронтационалисткой Лидией Ланч – «Fingered» и «The Right Side of my Brain». Одна из известных работ режиссера того периода – серия короткометражных новелл, объединенных заголовком «Манхэттенские любовные самоубийства» (Manhattan Love Suicides, 1986). Истории повседневного безумия, деструкции, сумасшествия, любви и смерти. Экзальтированная психиатрия, украшенная талантами звезд компании «Deathtrip Films» Монтаны Хьюстон, Дэвида Войнаровича и гения нью-йоркского «параллельного» кино режиссера Ника Зедда. Звуковые безумства Джима «Foetus» Тируэлла, Роли «Swans» Моссимана, SPK, The Dream Theatre.

Ян Шванкмайер – «Великий мир кино - тех, кто его снимает, и тех, кто его смотрит - разбился на два неравных лагеря. Тех, кто никогда не слышал о Яне Шванкмайере, и тех, кто лоб в лоб столкнулся с магической величиной его работ, и знают, что они смотрят в лицо гениальности», - писал в своем вступлении к его творчеству обозреватель журнала «The New Yorker» Энтони Лейн. Свой первый фильм Шванкмайер снял в 1964, и более чем за 30 лет творческих неистовств и провокаций осчастливил мир одними из самых памятных и уникальных картин в истории кино, заслужив репутацию самого передового аниматора нашего времени. Влияние его работ по-прежнему остается бесспорным для многих мировых гениев кино - от Тима Бертона до братьев Квай. К 1982 году с короткометражной лентой «Возможности диалога» его непревзойденный стиль – смесь пластилиновой анимации с приемами гиперреализма - достиг апофеоза. Фильм стал призером многих международных фестивалей и был запрещен к показу в Чехословакии. «Чужие!» представляют уникальные легендарные ранние ч/б короткометражки этого великого режиссера.

Etant Donnes – «Аврора» (Aurore) – 30 минутное психоделическое видео известных пионеров электронного минимализма – братьев Эрика и Марка Хуртадо из Гренобля, Франция, работавших с Генезисом Пи-Ориджем и Лидией Ланч, выпущенное в 1989 революционным авангардным лидером Европы – голландским лейблом Staalplaat. Натурализм, медитативность, звуковая поэтика, детализированное погружение в красоту и потаенность ритуалистической мощи природной метафизики мира одного из самых оригинальных проектов Европы.

Йорг Баттгерайт – его фильмами восхищался знаменитый Джон Уоттерс, его называли «немецким Джорджем Ромеро», сравнивали с Жаном-Люком Годаром и Питером Гринуэем … В 1987 году он снял свой легендарный дебют «Nekromantik»: три героя – юноша, девушка и… труп. Центром притяжения его второй полнометражной ленты «Король смерти» (Der Todes King, 1989) стал суицид - объединяющая тема для коротких болезненных новелл картины. Потому что немецкий режиссер Йорг Баттгерайт это всегда шок, боль и провокация.

Шинья Цукомото - ворвавшись на международную арену кино артхауз в 1989 с «Tetsuo», Цукамото так и остался человеком-оркестр, пишущим, играющим и снимающим собственные иллюзии мира ночных кошмаров, в которых люди перетекают и трансформируются в немыслимые кибер-машины под грохощущие осколки индустриального нойза японского промышленного гения Чу Ишикава. Смесь немецкого экспрессионизма и французской «новой волны», нисходящая по спиралям безумия, агонии и обратной стороны прогресса. Снятый на 16 и 35 мм, «Tetsuo» стал первым шедевром Цукамото, открывшем новую эру кино.

Сьоузин Фукуи - странная история, снятая в эстетике пост-модерн, «Пиноккио #964» - странный, великолепно снятый, психически-атональный фильм, давно ставший раритетом не только в странах Западной Европы, но и у себя на родине в Японии. Содержит не менее завораживающий электронно-шумовой саундтрек одной из ранних групп азиатской индустриальной музыки Dowser.