Рене Клер/Rene Clair

Кинематограф - опасное изобретение

К 20-м годам прошлого века во Франции развернулась настоящая война, которую вели фанатики кино. Они хотели убедить человечество в том, что кино - это самое настоящее искусство. Тогда, между прочим, это было понятно отнюдь не всем. "Кинематограф - опасное изобретение", - любил повторять Клер, экспериментатор, авангардист и классик в одном лице, французский режиссер, с раннего детства увлекшийся игрой в фантастические миры. Поначалу этими мирами были театр и поэзия, но разве что-то может сравниться с кинематографом?

Рене Клер (Rene Clair) (настоящая фамилия Шомет, Chomette) родился в Париже. Участвовал в Первой мировой войне, после окончания которой работал журналистом и кинокритиком. Вдоволь насмотревшись на чужие киноработы, он решил создать что-то свое. Но для начала он попробовал себя в качестве актера, дебютировав в фильме-балете Фуллера "Линия жизни". Первой же работой Клера-режиссера стала фантастическая комедия "Париж уснул", причем в этом фильме, как и во многих последующих, он выступил и в качестве сценариста. "Париж уснул" - шестидесятиминутный фильм в духе Герберта Уэллса по роману Гюстава Флобера. Действие происходит в уснувшем Париже, отравленном неким экспериментальным газом. И лишь несколько чудом не уснувших героев путешествуют между застывшими жителями города, животными и транспортом. На подобных сказочно-фантастических сюжетах будут построены и другие фильмы Рене Клера.

В эпоху раннего звукового кино Рене Клер - уже признанный классик. С 30-х годов в его творчестве определились две линии: лирическая, связанная с поэтическим переосмыслением жизни социальных низов, и сатирическая, направленная на обличение буржуазного общества. В фильме "Последний миллиардер" (премия Международного кинофестиваля в Москве, 1935) Клер подверг осмеянию буржуазный парламентаризм, политические интриги, нарождающийся фашизм.

Рене Клера (11. 11. 1898 - 15. 03. 1981) называли "авангардистом-академиком", ведь он прошел путь от самого отчаянного авангарда до вполне традиционных, отмеченных печатью академизма картин, попадавших даже в советский прокат. "Молчание - золото" - ностальгическая комедия о ранних годах кинематографа. Эта история переносит нас в Париж начала прошлого века. Герой фильма - кинорежиссер и продюсер Эмиль Клеман, несмотря на возраст, мужчина вполне импозантный, покоритель женских сердец. Однажды на пороге своего дома он увидел прехорошенькую девушку с чемоданами. Оказалось, Мадлен - дочь старого друга Клемана, актера варьете. Она приехала к отцу из провинции, а тот уехал в турне по Франции. Клеман приютил девушку, стал снимать ее в своих фильмах, благо она оказалась очень способной, и влюбился. "Молчание - золото" подтверждает, что талантливый режиссер не становится заложником одного жанра, одной темы.

Екатерина Бычкова,
Правда.ру

Фильмография:

Париж уснул (Paris Qui Dort - 1923)
Антракт (Entr'acte - 1924) - будет показан на фестивале!
Под крышами Парижа (Sous Les Toits De Paris - 1930)
Свободу нам! (A Nous La Liberte - 1932)
Четырнадцатое июля (Quatorze Juillet - 1933)
Призрак едет на запад (Ghost Goes West - 1936)
Я женился на ведьме (I Married A Witch - 1942)
И тогда не осталось никого (And Then There Were None - 1945)
Молчание - золото (Le Silence Est D'or - 1947)
Красота дьявола (La Beaute Du Diable - 1949)
Ночные красавицы (Les Belles De Nuit - 1952)
Большие маневры (Les Grandes Manoeuvres - 1955)
НА ОКРАИНЕ ПАРИЖА (ПОРТ ДЕ ЛИЛА) (PORTE DES LILAS - 1957)
Француженка и любовь (La Francaise Et L'amour - 1960)
Галантный век (Les Fetes Galayntes - 1965)

Антракт/ Entr'acte

Художественный фильм (Франция, 1924). Режиссер: Рене Клер.
Сценарий: Франсис Пикабия.
Оператор: Жимми Берлье.
Продюсер: Рольф де Маре.
Композитор: Эрик Сати.

Геннадий Белостоцкий о фильме:
10-минутный фильм-эссе "Антракт" предлагает зрителю попасть в мир странных сюрреалистических образов из сборника "Антология сюрреализма". Картина была снята по случаю приезда в Париж шведской балетной труппы Рольфа де Мааре, представившей в Театре на Елисейских Полях балет "Представление отменяется". Сценарий был написан Франсисом Пикабиа, музыка - композитором Эриком Сати. Для знакомства парижской публики с авторами балета был снят короткий пролог, а в перерыве между двумя актами показывался сам фильм Клера. В кадре появляются многие активные участники авангардистского движения: Франсис Пикабиа, Мэн Рэй, знаменитый художник Марсель Дюшан, а также композиторы Жорж Орик и Эрик Сати. "Антракт" вполне выдержан в духе дадаистского абсурда - никакого сюжета, поверженная наземь литературность, изящное, но бессмысленное движение предметов и персонажей. Картину восторженно приняли, и Рене Клер стал культовой фигурой, певцом абсурда и нонконформизма.


Советский кинопрокат время от времени закупал фильмы Клера, наиболее известным из которых стал "Большие маневры" с Жераром Филлипом и Мишель Морган. Но как был бы удивлен советский зритель, увидев "Антракт" и узнав, что это тоже плод работы режиссера куртуазных "Больших маневров".

В момент появления "Антракта" Клер уже был известен (в узких кругах) как автор полнометражной "фильмы" "Париж уснул" (его закупила даже нэпманская Россия и крутила под свирепым названием "Дьявольский луч"). Фильм хоть и имел фантастический сюжет, но был вполне "комильфо" и не пытался вызвать раздражение у буржуазной публики.

И тут - "Антракт".

Достаточно взглянуть хотя бы на список исполнителей: авангардный композитор Эрик Сати, авангардный художник Марсель Дюшан, авангардный кинорежиссер Ман Рей… Последний как раз и заразил Европу страстью к авангарду. (А что еще мог предложить Старому Свету американец, как не разрушить то, что она так долго создавала? Кстати, он первый, по моим наблюдениям, кто показал в кино обнаженное женское тело - что по тем временам должно было быть весьма революционным. Возможно, кто-то и раньше телешил дам перед камерой, но я не видел…)

Присутствующий в том же списке Франсис Пикабиа - человек весьма широких интересов и способностей - был инициатором всего проекта. В означенный период он, в соответствии с широтой способностей, оказывал помощь сезонам шведского балета в Париже. Заказав Клеру фильм, сам же написал сценарий и принял участие в съемках.

"Антракт" - это в самом деле 14-минутная киноработа, демонстрировавшаяся в антракте между двумя актами балетного спектакля. Как написал кто-то из историков кино: это был антракт в обыденной жизни, в размеренности буржуазного уклада. За точность цитаты не ручаюсь, но подобная восторженная белиберда.

Помимо общей слабости тогдашней технической базы, несовершенство "Антракта" усугубляется еще и тем, что его постановкой занимался не солидный киноконцерн (а кто станет тратиться на баловство и "пощечины общественному вкусу"?), а группа энтузиастов. Отдельные кадры - это просто мельтешение смутных пятен, за которыми едва угадываются то городской ландшафт, то чья-то прическа. Но общая канва такова. Двое месье - один во фраке, с моноклем, тростью, другой - с типичным богемным бантом на шее, заряжают пушку на крыше одного из парижских зданий и выстреливают прямо в зрителя, что похлеще "пощечины" русских футуристов.

Затем - что тоже весьма революционно - через стекло снизу снимают исподнее резвящейся балерины. Для куражу демонстрируют бородатое лицо того, кто резвится. Но потом восстанавливают морфологическую правду. ("Шутка!")

Потом появляется единственный профессионал - прима шведского балета Жан Бьерлин, развлекающийся в тире стрельбой по яйцу, танцующему в струе фонтана. Кто-то имеет на него зуб и коварно стреляет из-за угла. Бьерлин падает с крыши. Круто? Ого-го…

Устраиваются похороны. В катафалк впрягают верблюда, которому явно не по нраву движение на парижских улицах, и он пускается полным аллюром. Чинная процессия, потея в своих жилетах и болтая выскочившими на ходу брегетами, несется вслед за ним. На коварном повороте гроб вылетает. Из него невозмутимо выкарабкивается Бьерлин и некой волшебной палочкой по очереди растворяет в воздухе запыхавшихся "скорбящих", а затем и самого себя.

За исключением нескольких, но похожих глупостей - это все.

Революционно? Ну так…

Я уже давно заметил, что люди, пытающиеся "сказать новое слово", "расширить перспективу", остаются в большинстве своем лишь образцом заблуждений эпохи, мало интересным даже непосредственно следующему за ними поколению. Клера спасает лишь присущая ему всю жизнь ирония, без которой обошлись разве что пресловутые "Большие маневры", посвященные вечным ценностям. В самом деле - "Антракт" больше похож на фильмы Чаплина или Гарольда Ллойда, нежели на творения единомышленников режиссера по авангарду. Клера интересуют не столько формальные поиски или то же "новое слово", сколько приятный процесс хулиганства и кривляния.

Легендарный кинорежиссер Альберто Кавальканти (отдавший немалую дань киноавангарду), классифицируя авангард 20-30-х, отнес фильм Клера к самой малочисленной из трех его разновидностей - экстремистского или "чистого" кино. Каковое по большей части ассоциировалось с деятельностью течения дадаистов - в чистом виде хулиганов-художников и хулиганов-поэтов. Характерно, что дадаизм приказал долго жить вскоре после премьеры "Антракта". Он и без того мало что имел сказать окружающим. А тут и вовсе оказался исчерпанным за 14 минут демонстрации.

На свято место тут же пристроился сюрреализм, относящийся к себе с полной серьезностью - вплоть до мании величия (что демонстрируют хотя бы жизнь и творчество Сальватора Дали). Но о нем - как о продолжателе традиций авангарда - у нас еще будет повод поговорить.

Клера же этот единственный опыт кинопровокации вполне излечил от страсти к экстремизму. Он в двух-трех последующих фильмах ввел отдельные элементы эпатажа и новаторства, но быстро нащупал золотую середину и остался в истории кино автором весьма своеобразных картин - иррациональных комедий (это я придумал для личного пользования), которым в немалой степени обязано своим успехом все комедийное кино Франции. Надеюсь - у нас появится повод поговорить и об этой стороне творчества прижизненного классика мирового кино.

Игорь Галкин









Ещё...