PRENCESSES TAMAHIMES
/:WOMEN IN LOVE SPECIAL REPORT:/

JUN TOGAVA: "Tokyo Barbarism" (Alfa Rec)
JUN TOGAWA/YAPOOS: "Yapoos" (Teichiku)
KUROYURI SHIMAI: "Saiga ha tenshi to kiku shizumu sekai no hane no kioku" (SSE)

Японская "подпольная" сцена все больше эмансипируется - данный феномен во всем
мире никого давно не удивляет, так почему это должно удивлять самих японцев?
Мир знает Дженис Джоплин, Сузи Кватро, Касси Фани Тутти, Рози МакДауэлл, Лидию
Ланч и Люси Гамильтон, Джарбо, Ясную, Небелексию (простите, леди, если кого-то забыл) etc, отчего тогда не прояснить здесь наконец ситуацию со страной Покемонов и Тамагочи?

Сейчас уже трудно припомнить кто стоял у истоков тн. женского рока в the Land of
the Rising Noise (ну уж точно, увы, не Мейсон Джонс, Дэвид Хопкинс или Матт Кауфман, хехе - привет, ребята!) - на память приходит только магическая Phew c ее легендарной панк-бандой конца 70-х Aunt Sally, sorry, no comment! Довольно хорошо сегодня известны имена проектов Sekiri, Shonen Knife и Pizzicatto Five в попсе, "оторванных девчушек" Ясуко и Рики (Melt-Banana), безумной подружки Boredoms и Sonic Youth Иошими, мечтательно-романтичных Юри и Лизы (Kuroyuri Shimai) и Чако (Jack or Jive), кукольной Шизуки (Shizuka) или психоделических Angel'in Heavy Syrup в тн. андеграунде.

В канун женского дня 8 марта мне трудно было удержаться, чтобы признаться в любви всем им, и особенно трем моих фавориткам: Phew, Kuroyuri Shimai и божественной поп-диве Jun Togawa.

Как мне рассказывали сами друзья из Японии, Джун Тогава там называют японской
Ниной Хаген - bad girl of avant-techno-pop. Другие ассоциации - Siouxsie & the Banshees
микшированная с Devo кажутся мне даже ближе. Трудно не согласиться, ближе познакомившись с ее напористым "заводом" с пол-оборота и ее экстравагантностью. С другой строны, не стоит забывать, что Джун (отдает Генри Миллером) - восточная Нина. Здесь нет всех тех европейских панк-выкрутасов "на грани фола", отвязного заигрывания со всем, что в политике дышит, ползет, трахается и сопит - от Великой берлинской стены до генерального секретаря всея Русси великой. Здесь нет политике вовсе. Если мы говорим о музыке. Но здесь есть вся Джун целиком, и если вы когда-либо испытывали чуство обладания чем-то в порыве безудержной страсти, это все здесь - в Джун. От ее ранних творений эпохи 80-х с Guernica под продюсированием Харуоми Хосоно до ее соло-работ и бесшабашных танцевальных хитов с Yapoos. Маленькая, хрупкая и фантастически женственно-озорная, Джун поет о своей молодости, о присущей ей влюбленностям, тусовкам, кайфу по жизни, поет весело, дерзко, задорно, заводно. Ее голос onna-kodomo (девочки-женщины) - лучшее, что можно услышать в японском техно-попе, если вам посчастливиться где-то раздобыть ее записи. Многочисленные сольные the best, несмотря на растиражированность голоса Джун, продолжают оставаться большим раритетом. По значимости ее можно было бы сравнить и с персоной Милен Фармер для французских любителей альтернативы, ибо Джун слушают с удовольствием не только послушные клерки и одинокие домохозяйки, но и любители андеграунда (что присуще и личности Милен). Это странный феномен, разобраться в популярности которого весьма не просто. Причем уникальность диапазона и репертуара Джун приятно удивляет и захватывает, а исполнение возбуждает. Беспорно. Вслед за 100% inter-hits, типа "It hurt to say Good-bye", способными украсить репертуар таких поп-звезд как ...Мирей Матье, нежданно следуют панк-"отрывы" в духе всуе упомянутой Хаген "Late Blooming Girl", а далее - совсем уж неожиданные хрупкие восточно-traditional "A Piece of Flesh" или вовсе божественная "Princess Tamahime". Звонкий чистый детский голос, увековеченный культовыми "манга" (Sailor Moon), сродни Детскому хору радио и телевидения СССР 70-80-х, стремительно сменяет кривляние, капризная акробатика и физически-отпугивающие шоковые панк-интонации, ритмическая бамбардировка в танц-ритмах или эпические техно-индустриальные баллады. Джун поет на японском, поет о суициде и пиромании, о сексуальном рабстве в компьютеризированном мире роботов и машин нынешнего урбанистического мира.
Это подводная часть ее безумного творчества. Выступая часто со своей техно-поп-группой Yapoos Джун великолепно владеет пружинящими упругими интонациями этого популярного в начале 80-х в Европе стиля, увековеченного на родине Yellow Magic Orchestra. Очень удачно описал, на мой взгляд, ее музыку обозреватель священного писания Ongaku Otaku Жан-Поль Дюке, сравнив работы Джун с "...imagine the Final Fantasy video game soundtrack mixed with Japanese wartime ballads of the 40s;
gutteral punk screeming alongside electronic Pachelbel; or John Zorn composing for YMO..."

MUST! MUST! MUST!

"Saiga ha tenshi to kiku shizumu sekai no hane no kioku" - дебютный и ныне труднодоступный
альбом японского женского дуэта Kuroyuri Shimai. Little Star, Shin , Chichukai no Yume,
Le Chant de Letuile, Marble Angel etc - 9 камерных композиций, написанных для домашнего
музицирования, где только вокал и клавишные. В этом и прелесть. Арсенал для музицирования:
cинтезатор, струнные, бас, cкрипки, перкуссии, вокал и пианино, мелотрон, орган, гитары.
Эстетика: элегии, традиционные medieval songs, antique и ancient chants (по названию одной и
ком-ций альбома); голос Лизы звучит обращенный в chorus.

Это удивительный проект. Из Токио. Причем, все долгие годы творчества продолжающих стойко
хранить таинственность и полную загадочность. Мои попытки связаться с ними пару лет назад
через руководство лейбла SSE обернулись вежливым отказом переходящим в брутальный облом.
Они неприступны. Они тщательно охраняют свою гармонию от посторонних глаз. Свой глямур на
лебединном озере Шварцвальда. Где непостижимо пересекаются немецкие, испанские, французские
традиции темной эстетики печального романтизма, красоты и декаданса. Традиции неоклассической
музыки Kuroyuri Shimai. И прежде всего они удивительны для самой Японии, где нет корневых
традиций для камерной европейской средневековой medieval музыки, придворного музицирования,
экслезиаста и барокко. Но именно таково все их творчество. Все их альбомы (без исключения)
уникально поэтичны. Их сравнивают с вершинами творчества Dead Can Dance, Miranda Sex Garden,
Eden и Ordo Equitum Solis. В переводе название дуэта уже само по себе звучит как музыка -
Сестры Черной Лилии/Les Soeurs de Lilis Noirs.

Little Star, Shin , Chichukai no Yume, Le Chant de Letuile, Marble Angel etc -
9 камерных поп-композиций, колыбельных и вальсов из "Saiga ha tenshi to kiku shizumu sekai
no hane no kioku", наряду с последующим "Night with her Train of Stars and her Gift of Sleep",
написанных для домашнего музицирования, где только вокал и клавишные. В этом и прелесть.
Потрясающе звучит на нем, например, одна из фортепьянных пьес, звучащая в унисон с дождем и
мяукающей кошкой. Их третий диск "Tsuku no Shoku", напротив,
более классически ориентированный, величественно подчеркнутый в русле традиций рециталов
органной музыки Баха. У дуэта есть и сольный альбом "All things are Quite Silent", и
фантастическое видео под заголовком "Schwarzwald" в русле готического амбиента,
при магических свечах, розах и черной вуали; 13-ть эффектно поставленных композиций в
чарующей эстетике импрессионизма и сюрреализма с мистериозными ангелами и мифологическими
богинями. Каковыми и продолжают оставаться в музыке Kuroyuri Shimai...

MUST! MUST! MUST!

Special thanks to Makoto Kimura and Makoto Sakaguchi
с использованием инфо Elden M./Ongaku Otaku

Igor Vaganov


(no contacts)