Против майнстрима
Если вы в состоянии переварить выворачивающие на изнанку кишки истины, видения Шишия Цукамото откроют вам тайну ленты Мебуса, к которой мы прилипли как мухи: манящее будущее впереди нас уже было чьим-то прошлым.И ва станет страшно.
"Змея июня" (Rokugatsu No Hebi), лента, отмеченная на днях жюри престижного фестиваля в Венеции, обещает сделать культового японского кинорежиссера Новым мессией мирового кино. Не сыграет ли это с ним такую же злую шутку, как Каннский кинофестиваль с Ларсом фон Триером и его "Танцующей во тьме"? Когда идущее в оппозиции коммерческому суррогату "независимое кино" на наших глазах медленно обрастает тяжелыми лаврами самого майнстрима.
Ворвавшись на международную арену кино артхауз в 1989 с "Tetsuo", Шинья Цукамото так и остался человеком-оркестр, пишущим, играющим и снимающим собственные иллюзии мира ночных кошмаров, в которых люди перетекают и трансформируются в немыслимые кибер-машины под грохощущие осколки индустриального нойза. "Эмею июня" сегодня критики называют его триумфальным возвращением, "сотрясающим мир, до краев наполненный стереотипами". Безусловный успех ленты на фестивале в Венеции и ее демонстрация накануне в рамках 27-го международного кинофестиваля в Торонто смогли принести если не почитание, то, по крайней мере, пристальное внимание международной публики к режиссерам новой волны японского кино, среди которых Цукамото был первопроходцем.
Сняв свою первую ленту в 14 лет и основав экспериментальный театр "Kaijyu Theater" (Театр-Призрак), в 1989 Цукамото получил первый сокрушительный успех с фильмом "Tetsuo - Железный Человек", странной причудливой истории о токийском клерке, зараженном вирусом... металла. Агонизируя в тисках города и обрастая с ног до головы железом, снятый в сумасшедшем темпе под завораживающую индустриальную музыку японского промышленного гения Чу Ишикава, Tetsuo стал первым шедевром Цукамото, открывшем новую эру кино. После сенсации на знаменитом фестивале кибер-кино в Брюсселе, три года спустя странная история Железного человека получила продолжение в "Tetsuo II - Молот тела". В сиквеле неутомимое воображение Цукамото продолжило экспериментировать с немецким экспрессионизмом и французской "новой волной", гипер-кинетическими технологиями MTV, нисходящими по спиралям безумия, агонии и обратной стороны прогресса. Ленте вновь сопутствовал сокрушительный успех.
Образы театра Кабуки, сюрреальная анимация манга, нелинейное повествование, рассказывающее зрителю зловещую притчу о прогрессирующем человеческом коллапсе в постиндустриальном мире, среди пышущих цветом идей прогресса, генной инженерии и искусственных интеллектуальных технологий - фирменный "коктейль" его картин. В головокружительном круговороте насилия, мегаломании и эротики, фильмы Цукамото привлекали ядерной смесью экстремальной жестокости и очарования эротики, поэтическая чувствительность которой уходит корнями в увлечение немым кино и эстетикой киберпанк Дэвида Кроненберга ("Видеодром") и Дэвида Линча ("Голова-ластик"), Вильяма Гибсона и Руса Балларда ("Авария"). Его ленты впервые открыто заявили тему десгуманизации и насилия как артифакт нашего времени.
В 1995 режиссер возвращается с психологической драмой "Токийский Кулак",
фильме "о поиске более брутальных ощущений в бесконечно отчужденном обществе,
где насилие кажется единственным путем чувствовать что-либо". Именно "Токийский
кулак" четыре года спустя Дэвид Финчер использует в идее своего потрясшего
мир фильма "Бойцовый клуб". Гран-при престижных фестивалей, совместные
съемки с Такаси Миике ленты "Ичи-киллер" и переговоры в Англии с Квентином
Тарантино о совместной постановке Tetsuo III - итог года.
"Пулевой балет"
и "Близнецы" стали своеобразной передышкой режиссера перед "Змеей
июня", представившей историю сексуально подавляемого трио, безудержного
как в своих футуристических фантазиях, так и собственных страхах. "Змея
июня" резко отличается от всей независимой японской кинематографии, слишком
зацикленной на своих стремлениях к модным тенденциям и в результате страдающей
отсутствием оригинальности," - отмечает пресса.
И пока кинематографическая (в фильме) пара в своем кризисе менее независима
сущностно чем разнообразные безудержные фантазии режиссера, они более человечны
чем ранние механические творения Цукамото. Цукамото рассказывает историю необычайной
сексуального трио с классическими образами в серебристо черно-белом, одновременно
обыденными (классическими) и футуристическими.
Он очевидно изучает своих Dreyer and Bresson, более того, гео кинемотаграфия
способна передавать разнообразные настроения фильма, от зловещих угроз до романтических
страстей, с безошибочной четкостью и филигранностью деталей. Но чем позволять
своим героям высказывать простое почтение, Цукамото создает свою среду, изображая
на экране сексуально подавляемую dystopia и достигая тем самым (бесконечности)
качества, недоступного моде и времени, что отделяет его от большинства современников.
Так, "Змея июня" резко отличается от всей японской независимой кинематографии,
слишком одержимой в своем стремлении к модным тенденциям и страдающей в результате
отсутствием оригинальности.
Два главных героя, Азука Куросава и Юджи Котари физиологически несовместимы,
но вместе с тем зависимы, что питаются сильнее и причудливее нуждами друг от
друга. Азука, с ее аурой, взрывающейся от страха и скрытых сексуальных желаний,
вносит вероятность устоявшихся, но внезапных смен от жестокости к нежности.
Тогда как саундтрек, написанный Чу Ишикавой обеспечивает технопульсации и звуковые
трансформации, характерные для фильмов Цукамото.
Вы больше известны за границей, чем в Японии. Почему?
В Японии мне достаточно сложно завоевать аудиторию, хотя за границей меня знают, приглашают на фестивали, мои фильмы покупают видеокомпании. Возможно, японцы застенчивые люди. Я не знаю, в Японии почти нет реакции.
Может быть, в вашем стиле повествования есть что-то, что привлекает иностранцев больше, чем японцев?
По сравнению с типичными японскими фильмами, в моих лентах больше действия, больше слов, они о том, что люди делают. Это возможно единственная причина. Я хотел делать фильмы, похожие на рок-концерт, чтобы заставить людей чувствовать образы.
Igor Vaganov
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1974-79
"Genshi-san"
"Tsubasa"
"Jigokucho Shoben Geshuku Nite Tondayo"
1986
"Futsu Saizu No Kaijin"
1987
"Denchu-Kozo No Boken"
1989
"Tetsuo - The Iron Man"
1990
Hiruko, the Goblin
1991
"Hiruko - Yokai Hunter"
1992
"Tetsuo II: Body Hammer"
1993
"Tetsuo II: Body Hammer
Super Remix Version"
1995
"Tokyo Fist"
1998
Bullet Ballet
1999
Gemini