Против майнстрима

Если вы в состоянии переварить выворачивающие на изнанку кишки истины, видения Шишия Цукамото откроют вам тайну ленты Мебуса, к которой мы прилипли как мухи: манящее будущее впереди нас уже было чьим-то прошлым.И ва станет страшно.


 

"Змея июня" (Rokugatsu No Hebi), лента, отмеченная на днях жюри престижного фестиваля в Венеции, обещает сделать культового японского кинорежиссера Новым мессией мирового кино. Не сыграет ли это с ним такую же злую шутку, как Каннский кинофестиваль с Ларсом фон Триером и его "Танцующей во тьме"? Когда идущее в оппозиции коммерческому суррогату "независимое кино" на наших глазах медленно обрастает тяжелыми лаврами самого майнстрима.

Ворвавшись на международную арену кино артхауз в 1989 с "Tetsuo", Шинья Цукамото так и остался человеком-оркестр, пишущим, играющим и снимающим собственные иллюзии мира ночных кошмаров, в которых люди перетекают и трансформируются в немыслимые кибер-машины под грохощущие осколки индустриального нойза. "Эмею июня" сегодня критики называют его триумфальным возвращением, "сотрясающим мир, до краев наполненный стереотипами". Безусловный успех ленты на фестивале в Венеции и ее демонстрация накануне в рамках 27-го международного кинофестиваля в Торонто смогли принести если не почитание, то, по крайней мере, пристальное внимание международной публики к режиссерам новой волны японского кино, среди которых Цукамото был первопроходцем.

Сняв свою первую ленту в 14 лет и основав экспериментальный театр "Kaijyu Theater" (Театр-Призрак), в 1989 Цукамото получил первый сокрушительный успех с фильмом "Tetsuo - Железный Человек", странной причудливой истории о токийском клерке, зараженном вирусом... металла. Агонизируя в тисках города и обрастая с ног до головы железом, снятый в сумасшедшем темпе под завораживающую индустриальную музыку японского промышленного гения Чу Ишикава, Tetsuo стал первым шедевром Цукамото, открывшем новую эру кино. После сенсации на знаменитом фестивале кибер-кино в Брюсселе, три года спустя странная история Железного человека получила продолжение в "Tetsuo II - Молот тела". В сиквеле неутомимое воображение Цукамото продолжило экспериментировать с немецким экспрессионизмом и французской "новой волной", гипер-кинетическими технологиями MTV, нисходящими по спиралям безумия, агонии и обратной стороны прогресса. Ленте вновь сопутствовал сокрушительный успех.

Образы театра Кабуки, сюрреальная анимация манга, нелинейное повествование, рассказывающее зрителю зловещую притчу о прогрессирующем человеческом коллапсе в постиндустриальном мире, среди пышущих цветом идей прогресса, генной инженерии и искусственных интеллектуальных технологий - фирменный "коктейль" его картин. В головокружительном круговороте насилия, мегаломании и эротики, фильмы Цукамото привлекали ядерной смесью экстремальной жестокости и очарования эротики, поэтическая чувствительность которой уходит корнями в увлечение немым кино и эстетикой киберпанк Дэвида Кроненберга ("Видеодром") и Дэвида Линча ("Голова-ластик"), Вильяма Гибсона и Руса Балларда ("Авария"). Его ленты впервые открыто заявили тему десгуманизации и насилия как артифакт нашего времени.


В 1995 режиссер возвращается с психологической драмой "Токийский Кулак", фильме "о поиске более брутальных ощущений в бесконечно отчужденном обществе, где насилие кажется единственным путем чувствовать что-либо". Именно "Токийский кулак" четыре года спустя Дэвид Финчер использует в идее своего потрясшего мир фильма "Бойцовый клуб". Гран-при престижных фестивалей, совместные съемки с Такаси Миике ленты "Ичи-киллер" и переговоры в Англии с Квентином Тарантино о совместной постановке Tetsuo III - итог года.

"Пулевой балет" и "Близнецы" стали своеобразной передышкой режиссера перед "Змеей июня", представившей историю сексуально подавляемого трио, безудержного как в своих футуристических фантазиях, так и собственных страхах. "Змея июня" резко отличается от всей независимой японской кинематографии, слишком зацикленной на своих стремлениях к модным тенденциям и в результате страдающей отсутствием оригинальности," - отмечает пресса.
И пока кинематографическая (в фильме) пара в своем кризисе менее независима сущностно чем разнообразные безудержные фантазии режиссера, они более человечны чем ранние механические творения Цукамото. Цукамото рассказывает историю необычайной сексуального трио с классическими образами в серебристо черно-белом, одновременно обыденными (классическими) и футуристическими.
Он очевидно изучает своих Dreyer and Bresson, более того, гео кинемотаграфия способна передавать разнообразные настроения фильма, от зловещих угроз до романтических страстей, с безошибочной четкостью и филигранностью деталей. Но чем позволять своим героям высказывать простое почтение, Цукамото создает свою среду, изображая на экране сексуально подавляемую dystopia и достигая тем самым (бесконечности) качества, недоступного моде и времени, что отделяет его от большинства современников. Так, "Змея июня" резко отличается от всей японской независимой кинематографии, слишком одержимой в своем стремлении к модным тенденциям и страдающей в результате отсутствием оригинальности.
Два главных героя, Азука Куросава и Юджи Котари физиологически несовместимы, но вместе с тем зависимы, что питаются сильнее и причудливее нуждами друг от друга. Азука, с ее аурой, взрывающейся от страха и скрытых сексуальных желаний, вносит вероятность устоявшихся, но внезапных смен от жестокости к нежности. Тогда как саундтрек, написанный Чу Ишикавой обеспечивает технопульсации и звуковые трансформации, характерные для фильмов Цукамото.

Вы больше известны за границей, чем в Японии. Почему?

В Японии мне достаточно сложно завоевать аудиторию, хотя за границей меня знают, приглашают на фестивали, мои фильмы покупают видеокомпании. Возможно, японцы застенчивые люди. Я не знаю, в Японии почти нет реакции.

Может быть, в вашем стиле повествования есть что-то, что привлекает иностранцев больше, чем японцев?

По сравнению с типичными японскими фильмами, в моих лентах больше действия, больше слов, они о том, что люди делают. Это возможно единственная причина. Я хотел делать фильмы, похожие на рок-концерт, чтобы заставить людей чувствовать образы.

Igor Vaganov

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1974-79
"Genshi-san"
"Tsubasa"
"Jigokucho Shoben Geshuku Nite Tondayo"

1986
"Futsu Saizu No Kaijin"

1987
"Denchu-Kozo No Boken"

1989
"Tetsuo - The Iron Man"

1990
Hiruko, the Goblin

1991
"Hiruko - Yokai Hunter"

1992
"Tetsuo II: Body Hammer"

1993
"Tetsuo II: Body Hammer
Super Remix Version"

1995
"Tokyo Fist"

1998
Bullet Ballet

1999
Gemini

2002
Snake of June