Против майнстрима
Если вы в состоянии переварить выворачивающие на изнанку кишки истины, видения Шишия Цукамото откроют вам тайну ленты Мебуса, к которой мы прилипли как мухи: манящее будущее впереди нас уже было чьим-то прошлым.И ва станет страшно.

  
"Змея июня" (Rokugatsu No Hebi), лента, отмеченная на днях жюри престижного фестиваля в Венеции, обещает сделать культового японского кинорежиссера Новым мессией мирового кино. Не сыграет ли это с ним такую же злую шутку, как Каннский кинофестиваль с Ларсом фон Триером и его "Танцующей во тьме"? Когда идущее в оппозиции коммерческому суррогату "независимое кино" на наших глазах медленно обрастает тяжелыми лаврами самого майнстрима.
Ворвавшись на международную арену кино артхауз в 1989 с "Tetsuo", Шинья Цукамото так и остался человеком-оркестр, пишущим, играющим и снимающим собственные иллюзии мира ночных кошмаров, в которых люди перетекают и трансформируются в немыслимые кибер-машины под грохощущие осколки индустриального нойза. "Эмею июня" сегодня критики называют его триумфальным возвращением, "сотрясающим мир, до краев наполненный стереотипами". Безусловный успех ленты на фестивале в Венеции и ее демонстрация накануне в рамках 27-го международного кинофестиваля в Торонто смогли принести если не почитание, то, по крайней мере, пристальное внимание международной публики к режиссерам новой волны японского кино, среди которых Цукамото был первопроходцем.
Сняв свою первую ленту в 14 лет и основав экспериментальный театр "Kaijyu Theater" (Театр-Призрак), в 1989 Цукамото получил первый сокрушительный успех с фильмом "Tetsuo - Железный Человек", странной причудливой истории о токийском клерке, зараженном вирусом... металла. Агонизируя в тисках города и обрастая с ног до головы железом, снятый в сумасшедшем темпе под завораживающую индустриальную музыку японского промышленного гения Чу Ишикава, Tetsuo стал первым шедевром Цукамото, открывшем новую эру кино. После сенсации на знаменитом фестивале кибер-кино в Брюсселе, три года спустя странная история Железного человека получила продолжение в "Tetsuo II - Молот тела". В сиквеле неутомимое воображение Цукамото продолжило экспериментировать с немецким экспрессионизмом и французской "новой волной", гипер-кинетическими технологиями MTV, нисходящими по спиралям безумия, агонии и обратной стороны прогресса. Ленте вновь сопутствовал сокрушительный успех.
Образы театра Кабуки, сюрреальная анимация манга, нелинейное повествование, рассказывающее зрителю зловещую притчу о прогрессирующем человеческом коллапсе в постиндустриальном мире, среди пышущих цветом идей прогресса, генной инженерии и искусственных интеллектуальных технологий - фирменный "коктейль" его картин. В головокружительном круговороте насилия, мегаломании и эротики, фильмы Цукамото привлекали ядерной смесью экстремальной жестокости и очарования эротики, поэтическая чувствительность которой уходит корнями в увлечение немым кино и эстетикой киберпанк Дэвида Кроненберга ("Видеодром") и Дэвида Линча ("Голова-ластик"), Вильяма Гибсона и Руса Балларда ("Авария"). Его ленты впервые открыто заявили тему десгуманизации и насилия как артифакт нашего времени.
  В 1995 режиссер возвращается с психологической драмой "Токийский Кулак", 
  фильме "о поиске более брутальных ощущений в бесконечно отчужденном обществе, 
  где насилие кажется единственным путем чувствовать что-либо". Именно "Токийский 
  кулак" четыре года спустя Дэвид Финчер использует в идее своего потрясшего 
  мир фильма "Бойцовый клуб". Гран-при престижных фестивалей, совместные 
  съемки с Такаси Миике ленты "Ичи-киллер" и переговоры в Англии с Квентином 
  Тарантино о совместной постановке Tetsuo III - итог года. 
"Пулевой балет" 
  и "Близнецы" стали своеобразной передышкой режиссера перед "Змеей 
  июня", представившей историю сексуально подавляемого трио, безудержного 
  как в своих футуристических фантазиях, так и собственных страхах. "Змея 
  июня" резко отличается от всей независимой японской кинематографии, слишком 
  зацикленной на своих стремлениях к модным тенденциям и в результате страдающей 
  отсутствием оригинальности," - отмечает пресса. 
  И пока кинематографическая (в фильме) пара в своем кризисе менее независима 
  сущностно чем разнообразные безудержные фантазии режиссера, они более человечны 
  чем ранние механические творения Цукамото. Цукамото рассказывает историю необычайной 
  сексуального трио с классическими образами в серебристо черно-белом, одновременно 
  обыденными (классическими) и футуристическими. 
  Он очевидно изучает своих Dreyer and Bresson, более того, гео кинемотаграфия 
  способна передавать разнообразные настроения фильма, от зловещих угроз до романтических 
  страстей, с безошибочной четкостью и филигранностью деталей. Но чем позволять 
  своим героям высказывать простое почтение, Цукамото создает свою среду, изображая 
  на экране сексуально подавляемую dystopia и достигая тем самым (бесконечности) 
  качества, недоступного моде и времени, что отделяет его от большинства современников. 
  Так, "Змея июня" резко отличается от всей японской независимой кинематографии, 
  слишком одержимой в своем стремлении к модным тенденциям и страдающей в результате 
  отсутствием оригинальности. 
  Два главных героя, Азука Куросава и Юджи Котари физиологически несовместимы, 
  но вместе с тем зависимы, что питаются сильнее и причудливее нуждами друг от 
  друга. Азука, с ее аурой, взрывающейся от страха и скрытых сексуальных желаний, 
  вносит вероятность устоявшихся, но внезапных смен от жестокости к нежности. 
  Тогда как саундтрек, написанный Чу Ишикавой обеспечивает технопульсации и звуковые 
  трансформации, характерные для фильмов Цукамото.
Вы больше известны за границей, чем в Японии. Почему?
В Японии мне достаточно сложно завоевать аудиторию, хотя за границей меня знают, приглашают на фестивали, мои фильмы покупают видеокомпании. Возможно, японцы застенчивые люди. Я не знаю, в Японии почти нет реакции.
Может быть, в вашем стиле повествования есть что-то, что привлекает иностранцев больше, чем японцев?
По сравнению с типичными японскими фильмами, в моих лентах больше действия, больше слов, они о том, что люди делают. Это возможно единственная причина. Я хотел делать фильмы, похожие на рок-концерт, чтобы заставить людей чувствовать образы.
Igor Vaganov
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1974-79 
  
  "Genshi-san" 
  "Tsubasa" 
  "Jigokucho Shoben Geshuku Nite Tondayo" 
1986 
  
  "Futsu Saizu No Kaijin" 
1987 
  
  "Denchu-Kozo No Boken" 
1989 
  
  "Tetsuo - The Iron Man" 
1990 
  
  Hiruko, the Goblin
1991 
  
  "Hiruko - Yokai Hunter" 
1992 
  
  "Tetsuo II: Body Hammer" 
1993 
  
  "Tetsuo II: Body Hammer 
  Super Remix Version" 
1995 
  
  "Tokyo Fist" 
1998 
  
  Bullet Ballet
1999 
  
  Gemini