VON THRONSTAHL: "E Pluribus Unum" (Cold Spring )

"Патриотизм - достоинство негодяев" (Оскар Уайлд)

К обзору долгожданной новой работы немецкого проекта Von Thronstahl я приступаю со смешанным чувством. Чувство это возникло уже после первого прослушивания, и до сих пор не покидает. Я знаю немало людей, кто не разделил со мной чувство удовольствия от год назад вышедшего дебюта, назвав его не иначе, как спекуляцией на нынче модные идеологические темы, в частности такие как героизм и патриотизм. Которые со времен Юнгера и Миссимы - последних из Титанов духа XX века, преподавших нам живой пример стойкости духа и личности в современном обществе - притерпели значительные изменения... И лично мне остается решительно ближе сегодня образ джармушевского Пса-Призрака, который без лишних речей эти качества доказывает каждым кинофрагментом с оружием в руках. В своей критике мои аппоненты ссылались и на неоригинальнось музыкальных идей Von Thronstahl, построенных на монотонном меланхоличном и пафосно-драматическом повторении смеси неоклассических пассажей и пост-индустриальных mortial-military-ритмов, разбавленных сэмплами речетативов и мелодекламаций на немецком. Признавая выше изложенные утверждения, однако для меня лично, как и для многих других, в музыке - как и в любой из форм искусства - наибольшую значимость всегда играла несколько техничность исполнения, сколько его эмоциональная окраска, те чувства, которые обогатили данный арти-факт и следом за ним - нас, слушателей. В этом смысле безумное страстное нагромождение мощного обрушивающегося звучания дебюта проекта не могло оставить равнодушным, особенно в его первой части. Отсюда и сам альбом Achtung Baby! закономерно отметила в числе интересных работ прошлого года. Но как известно, порой неважно как начать, главное - как кончить. И первый шаг порой ничего не значит, если он не подкрепляется последующими. И справедливо судить о творческом потенциале формации по последующим творениям. В этом смысле "E Pluribus Unum" можно рассматривать не как продолжение предыдушего альбома и дальнейшего развития затронутых в нем весьма одиозных тем, а скорее как прелюдию к нему, предысторию формирования направленной творческой идеологии группы. И его выпуск носит скорее коммерческий характер, ибо практически все включенные в новый альбом композиции раннее уже издавались и были использованы на различного рода компиляциях. (Что лично я не очень приветствую, ибо эксклюзивность присутствия на сборниках делает работу уникальной как для самого "сэмплера", так и для его участников, на мой взгляд). Либо архивным для наиболее отчаянных поклонников и коллекционеров - вторая возможная из причин запуска подобного рода антологий. В музыкальном плане работа составлена весьма удачно, что весьма редко имеет место быть в подобных случаях, и более напоминает скорее приложение к уже известному сольному проекту одного из участников Von Thronstahl - Raymond P. - The Days of the Trumpets Call. По большей части это те же знакомые неоклассические клише - меланхоличные проигрыши на фортепьяно и органе, красивые печальные мелодии, нарушаемые монотонно пульсирующими электро-индустриальными ритмами и едва уловимыми наигрышами на гитаре. По большей части, именно так выглядит первая часть альбома, особенно на примере второго трэка "Mitternachtsberg" (1996) c известного сборника "Riefenstahl", одного из первый дебютов группы. Композициями с известным компиляций, посвященных Джулиусу Эвола и Жозефу Тораку, написанными в неоклассическом русле пестрит вся первая часть альбома, более известная слушателю. От брутальной нервозности и нагромождения напряженности первого альбома проекта здесь не осталось и следа. Весь звук точно выверен многоопытной рукой звукооператора Дениса Блэкхема, и единственным сюрпризом первой части можно считать лишь несколько шокирующее вступление альбома в композиции "Bells" с классических аккордов "Hell's Bells" AC/DC (что впрочем тут же отчего-то вызывает в памяти не менее историческое вступление "Lucifer Over London" Current 93 c аккордами Black Sabbath). Впрочем, как и в случае с Current, от легендарной классики здесь очень скоро не остается и следа, погружая ошарашенного слушателя больше в русло эстетики Fire & Ice, как в текстах о некогда дорогах славы и громких побед, так и в самом эпическо-неофолковом звучании. Кульминацией первой части становится "Victoria II" c неизвестного мне сборника итальянского Oktagon, которая слушается как перекличка клавишных аккордов с сэмплами победоносных боевых маршевых гимнов, ораторских речей и строевого скандирования, рисующих в воображении целую героическую оперу. В коду ей звучит и "Turn the Centuries" с неожиданно брутально-металлическим вокалом - песнью печали и мрака из еще одного загадочного для меня сборника, на сей раз российского. Впрочем, "трюк" с классикой рока здесь не последний... Не знаю, чем было вызвано столь пристальное внимание Von Thronstahl к раннему немецкому панк-року/neue deutsche welle, но пролог версии "Das Neue Reich" стартует именно с него, неожиданно обрываясь и переходя в монотонно-мрачную, но стойчески одухотворенную и романтическую геройскую индустриальную уверюру, слушающуюся как радиопостановка по мотивам военных хроник. Ей вторит и композиция, посвященная "одному из славных сынов Старой Англии" Лоуренсу Аравийскому "с надеждой на единение Арабского мира" (что лично я не разделяю), заканчивающаяся многократно повторенным радио-сэмплом с палестинской темой "на семи ветрах". Альбом подытоживает совершенно неповторимый трэк под вызывающим заголовком "Здесь вам Европа, а не Лос-Анжелес" (This is Europe not L.A.) по мотивам еще одной классики - "Mr.Blue Sky" Electric Light Orchestra, - "возвращающий наших друзей назад к Европейским корням и напоминающий, что "есть еще порох в пороховницах" и "загадочная secret Мать Европа скоре взойдет снова" (и надерет всем зад - прим.авт.). Композиция представляет собой поразительный звуковой коллаж из старых маршей, победоносных песен и патриотических "wolkish-зонгов" 30-50-х, которыми с переизбытком была оплодотворена официозная культура любого тоталитарного имперского режима, включая и родной СССР. В данном случае, это попури звучит как симбиоз "Пакс Германика", однако вполне легко и просто мог быть озвучен и доблесными советскими песнями, которых в любом личном архиве по-прежнему с переизбытком. Оформление буклета альбома включает антологию концертных снимков проекта Von Thronstahl, в перемешку с историческими и документальными фотографиями, репродукциями драматической графики и скульптуры, а также живописными портретами самих участников проекта Raymond P. и Josef K., исполненных некоей Rosemarie M. на фоне рыцарских регалий и патриархальных катедралов. Что без сомнения приведет в иступленный экстаз всех любителей данной группы.

В смешанных чувствах и остаюсь...

Igor Vaganov

CONTACT: via Cold Spring