Благородный герой - Дон Санчо Педрос
Хорхе Луис Борхес

В ХХ веке самые ошеломляющие открытия происходят не в подводных глубинах, и не в сердце жарких и безводных пустынь, а в тиши научных кабинетов, в архивах библиотек и запасниках музеев. Разумеется, характер этих открытий не всегда доступен для понимания публики. Специфика современных научных исследований такова, что самые многообещающие и лежащие за гранью обыденного находки мало что говорят человеку непосвященному. Остается только надеяться, что среди читателей и любителей хорошей литературы найдутся люди, достаточно знающие, чтобы заинтересоваться тем, о чем здесь идет речь.
В 1996 году в необЪятных архивах Парижской национальной библиотеки был обнаружен манускрипт до того в каталоге помеченный многозначным номером и забавным комментарием "неизв". Первоначальные исследования определили язык манускрипта как старо-нижне-вестготский диалект, записанный латиницей. Уже это, а также ряд других признаков позволили датировать рукопись серединой 7 в. н.э. После нескольких месяцев напряженной работы удалось прочесть название манускрипта: "Повесть о благородном Доне Александросе (Санчо-прим.авт.) Педросе, о его жизни и великих подвигах". Историки литературы содрогнулись.
Для того, чтобы пояснить читателю, в чем причина такой бурной реакции ученых , необходимо, насколько это представляется возможным, рассказать читателям о благородном Доне Санчо Педросе. Кто же он такой?
Ответ на все мыслимые и немыслимые вопросы можно найти в Enciclopedia Britannica. Статья, посвященная нашему герою. поражает своей лаконичностью, вот она: "Дон Санчо Педрос - литературный персонаж". Неужели больше мы ничего не можем узнать о благородном Доне? Разумеется, можем, однако чем больше мы будем узнавать о нем, тем меньше мы будем о нем что-нибудь знать.
Итак, упоминания о благородный Дон Санчо Педрос мы можем найти на протяжении всей истории европейской литературы, в произведениях самой различной направленности. Загадка заключается в том, что ни в одном из этих произведений речь не идет собственно о самом Доне Санчо Педросе и его подвигах. Ёдинственной прямой цитатой можно, кажется, считать подпись под французской миниатюрой 13 века, которая гласит :"...выбравшись из глубокой трясины, Дон Санчо Педрос углубился в непроходимую чащу..." [Житие отшельника Ёлизария. (Нормандия. 13 век)] Кроме этого, в литературе хорошо известна "Ода на смерть благородного Дона Санчо Педроса", относящаяся к 18 веку. Жаль только, что из этой оды мы ничего не узнаем о жизни, облике или подвигах благородного Дона Санчо Педроса, а лишь только твердо уверяемся в том, что он был защитником вдов и обездоленных и умер, сражаясь.
Что еще? Многое, или почти ничего. Известно, что благородный Дон Санчо Педрос наделен особым, фантастическим даром - даром хождения по морскому дну. (см.прим.1,4,5) Значит ли это, что обычный воздух не был ему необходим? Об этом ничего с определенностью сказать нельзя. Кроме того, способность эту, если судить по текстам 17-18 вв. (см.прим.2) он использовал, чтобы достигнуть некоего острова, возможно, Кубы! Для того, очевидно, чтобы защитить там какую-то вдову. Ёсли учесть, что Куба известна лишь с конца 17 в., а способность к хождению по дну упоминается и в более ранних текстах, можно сделать вывод, что некая вдова на острове, скорее всего, в Средиземном море имела честь быть спасенной благородным Доном Санчо Педросом. Кстати, "подвиг с вдовой на острове" дается параллельно с описанием "чуда со свиньями", повествующем об изгнании Доном Санчо Педросом бесов из стада свиней! Тут уже возникают такого рода ассоциации, что чувство такта не позволяет мне их приводить здесь.
Кроме вышеупомянутого чуда часто упоминается некое чудо "о золотой рыбке". (см.прим.3) Содержание этого происшествия весьма туманно. То ли рыбка случайно заплыла в шлем благородного героя во время одного из его путешествий по дну, то ли была отнесена в море в его шлеме, то ли была им сЪедена, то ли наоборот - понять все это из кратких упоминаний достаточно трудно.
Ну и , несомненно, благородный Дон Санчо Педрос - великий рыцарь, наделенный необычайной силой. (см.прим.6) Правда, рыцарь этот, почему то, путешествует без лошади (см.прим.7) Вероятно, ему частенько случалось погружаться в пучины моря, чего, разумеется, никакая лошадь бы не вынесла.
Все приведенные примеры дают нам некую информацию о благородном Доне, как о литературном (или мифологическом) персонаже. Однако, мне удалось отыскать упоминания о Дон Санчо Педрос, в том числе косвенные, позволяющие говорить о нем как об отчасти реальном человеке (см.прим8,9). Можно, кажется, предположить, что разведка мавров использовала хорошо известный в народе образ Дона Санчо Педроса как прикрытие для своих шпионов. Даже рассматривая этот факт лишь в качестве маргиналии, мы невольно придадим образу Дона Санчо Педроса определенные черты таинственности и неуловимости.
Ёсли бы в этой статье приводились все разрозненные упоминания о Доне Санчо Педросе, она превратилась бы в весьма толстую книгу, сопровожденную обширным комментарием. На изучение такой "статьи" пришлось бы потратить времени не намного меньше, чем на ее составление. Кроме того, изучив этот том, мы бы с удивлением обнаружили, что по-прежнему не узнали ничего о жизни и подвигах благородного дона. Разрозненные упоминания о нем используют его образ лишь для того, чтобы подчеркнуть благородство других персонажей (см.прим.10,13), усилить впечатление от безвыходности ситуации (см.прим.11), оттенить порочность злодея (см.прим.12) или используют хорошо известный в прошлом, но совершенно неизвестный нам подвиг благородного Дона, в качестве риторического приема (см.прим.4). В этом и заключается та самая загадка, надежда разгадать которую так взбудоражила ученых. В самом деле, представьте себе, что волей небес мы потеряли все списки, содержащие историю о подвигах Геракла! Остались только лишь разрозненные упоминания в огромном количестве произведений о некоем муже, обличенном силой и славой, который, по неизвестным причинам совершал малопонятные, но вполне героические действия, пользовался всеобщей любовью и уважением, а затем умер при наредкость таинственных обстоятельствах. Примерно такой случай мы имеем с благородным Доном Санчо Педросом. Большую часть упоминаний о нем составляют ссылки на его чудесные способности. Общим местом являются также его благородство и физическая сила. Слова "защитник вдов и обездоленных" употребляются практически как некий титул, сопровождая более половины упоминаний его имени. Как хотелось бы нам, чтобы наконец нашелся тот самый исходный текст, содержащий его биографию, связавший бы воедино все таинственные отрывки, посвященные ему!
Именно эти надежды заставили ученых, переводчиков, филологов потратить огромные усилия на расшифровку манускрипта, обнаруженного в 1996 г. Почти полгода весь ученый мир напряженно ожидал результатов. Каковы же они?
Литература вновь сыграла со своими исследователями злую шутку. Герой манускрипта Дон Санчо Педрос на протяжении всего повествования...постоянно уезжает совершать свои великие подвиги! Повесть состоит из нескольких разрозненных новелл, соединенных лишь тем, что благородный Дон Санчо Педрос присутствует при завязке сюжета, затем он уезжает, как уже было сказано, а затем вновь присутствует при его развязке. Таким образом, мы вновь ничего, или почти ничего, не узнаем о благородном доне.
Зададимся же наконец вопросом, а существует ли вообще такой текст: полная история его жизни и подвигов?
На мой взгляд, теперь уже можно однозначно ответить "нет" на этот вопрос.
Для интересовавшихся историей благородного Дона Санчо Педроса не составляет секрета, что не в этом тексте в первый раз ставится подобный вопрос и дается именно такой ответ. В начале XX в. учеником Юнга, известным психоаналитиком Б.Шифтманом было проведено исследование детских и женских навязчивых образов. Ёго исследования показали, что вне зависимости от национальной принадлежности наиболее распространенным образом является образ Белого Рыцаря, появляющегося непременно из-под воды. По счастью, великолепная осведомленность Б.Шифтмана позволила ему немедленно связать этот образ с литературным персонажем - благородным Доном Санчо Педросом. Именно в этой его работе содержится великолепная догадка о том, что образ благородного Дона Санчо Педроса не связан ни с конкретным лицом и ни с конкретным литературным произведением, но является самой прямой и непосредственной проекцией бессознательного в область литературы. Очевидно, именно в женском обществе мог возникнуть подобный образ, образ в высшей степени этого слова, наделенный многочисленными способностями и атрибутами, но начисто лишенный каких-либо логических оправданий этим способностям. Некий общемужчина - таинственный, прекрасный и благородный. Женский образ мысли лишен всякой нарративности, последовательности, сюжетности и составляет скорей некую континуальность ощущения. Таков и наш Дон Санчо Педрос.
Остается еще добавить по поводу этого исследования, что не только в Ёвропе, где ,собственно, вел свои исследования Б.Шифтман., но и на Кубе, и в США существует такой навязчивый образ. Довольно будет упомянуть, что Винни-Пух, как известно, жил под именем САНДЁРС, которое есть измененное, вернее, слитое в одно, имя Санчо Педрос.
Но вернемся из глубин психоанализа назад в пределы литературы. И это сразу переведет наши рассуждения в пласт более высоких, более общих культурологических идей.
Благородный Дон Санчо Педрос - литературный персонаж, доведенный до абсолюта. Бесконечная цитата бесконечности, символ, не нуждающийся ни в истории ни в собственном лице. Каждую секунду мы чувствуем, что где-то кто-то приходит кому-то (не нам) на помощь. Кто же это? - благородный Дон Санчо Педрос! Что ему огромные расстояния или водные преграды! Ёще немного - и он поможет и тебе, если, разумеется решит, что ты этого достоин.
До сих пор мы считали, что литература порождается конкретными фактами жизни, и лишь со своим развитием начинает цитировать сама себя и создавать некую собственную реальность бытия. Но благородный Дон Санчо Педрос повергает эти домыслы. Литература и ее герои, в конечном счете, такие же божьи творения, как и весь остальной мир. Смешно полагать, что мы их делаем или ими пользуемся. Нет, литературная реальность живет своей волей, лишь изредка демонстрируя нам нас самих, помогая ли нам, смеясь ли над нами...
Буэнос-Айрес, 13 апреля 1996г.
Москва, 16 апреля 2996г.


http://those.close.to.here.ru/2470/