Программа немецких короткометражных фильмов "Коротко и со вкусом II"

Предоставлена Культурным центром имени Гете, показ пройдет в рамках Второго Волгоградского Международного фестиваля видеоарта "Видеология".

10% всех киномероприятий, проводимых Институтом им. Гёте, посвящены жанру короткометражного фильма. Ежегодно их посещает порядка 150 000 зрителей – это показы в самом Институте, организуемые под его эгидой ретроспективы в синематеках, артхаусных кинотеатрах или в рамках кинофестивалей. Если сложить вместе все эти мероприятия, то получится, что в среднем в мире под эгидой Института им. Гёте демонстрируется от семи до десяти короткометражных фильмов в день.

Короткометражное кино – молодой жанр. Режиссёры представленных в подборке фильмов, в числе которых есть оскаровские лауреаты и номинанты (как в студенческой, так и во «взрослой» категории), в большинстве своём – студенты старших курсов или недавние выпускники киношкол. В каждом из фильмов угадывается индивидуальный творческий почерк его создателя. Некоторые из режиссёров уже сняли свои первые полнометражные фильмы. У остальных это впереди. В подборке представлены все ведущие киношколы Германии. Короткометражное кино – формат тем более актуальный для стран, переживающих демократические перемены, строящих новое, гражданское общество. Ибо возрождение национального кинематографа начинается, естественным образом, с компактного жанра, не требующего чрезмерных инвестиций денег и времени.

Мы желаем Вам приятного просмотра и успеха в Ваших проектах и начинаниях.

Мюнхен, январь 2005 г.
Детлеф Герике-Шёнхаген, директор отдела кино

Когда-то, сто лет назад, всё кино было короткометражным. Позднее, в шестидесятые годы прошлого века, именно с короткометражных фильмов начиналась выдающаяся карьера таких мастеров, как Райнер Вернер Фассбиндер, Вернер Херцог и Вим Вендерс, чьи короткометражки демонстрировались в кинотеатрах в качестве журнала.

Большинство молодых режиссёров-шестидесятников было, как и их французские сверстники из «новой волны», самоучками. Но уже в семидесятые годы основным генератором короткометражного кино становятся киношколы. Самые именитые из них: Высшая школа телевидения и кино в Мюнхене (Hochschule fur Fernsehen und Film Munchen), Германская академия кино и телевидения в Берлине (Deutsche Film- und Fernsehakademie Berlin) и Высшая школа кино и телевидения им. Конрада Вольфа в Потсдаме (Hochschule fur Film und Fernsehen „Konrad Wolf“ Potsdam-Babelsberg). В начале девяностых к ним прибавилось ещё два учебных заведения: Высшая школа аудио-визуальных искусств в Кёльне (Kunsthochschule fur Medien Koln) и Киноакадемия земли Баден-Вюрттемберг (Filmakademie Baden-Wurttemberg). Кинематографистов готовят также на кинофакультетах в высших школах искусств по всей Германии.

Из программы кинотеатров короткометражки по понятным экономическим причинам были на долгие десятилетия вытеснены рекламными блоками, заменившими собой привычный некогда журнал.

Однако в последние годы короткометражному кино удалось отвоевать часть утерянных позиций. Всё больше короткометражных фильмов находят свой путь к кинозрителю. Речь, как правило, идёт о тематических показах в артхаусных кинотеатрах, организуемых совместно с киношколами и фестивалями. Появились также новые возможности коммерческого «сбыта», как-то: продажа лицензий телеканалам (в том числе дигитальным) и интернетовским кинопорталам, а также показ в метро, в поездах, в самолётах, на вокзалах и в аэропортах. Основную платформу для продвижения короткометражных фильмов являют собой кинофестивали. Крупнейшими фестивалями короткометражного кино в Германии считаются Международный фестиваль короткометражных фильмов в Оберхаузене (Internationale Kurzfilmtage Oberhausen), Международный фестиваль короткометражных фильмов в Берлине (Internationales Kurzfilmfestival Berlin), Международный фестиваль короткометражных фильмов в Гамбурге (Internationales Kurzfilmfestival Hamburg), Международный фестиваль анимационного и короткометражного кино в Дрездене (International Festival for Animation and Short Films - Filmfest Dresden), Неделя короткометражных фильмов в Регенсбурге (Kurzfilmwoche Regensburg) и фестиваль «Short Cuts Cologne» в Кёльне. Их посещает в общей сложности порядка 100 000 зрителей в год. Следует также отметить, что и крупные не специализированные на коротком метре фестивали, и, в первую очередь, – самый посещаемый фестиваль Германии, Берлинский, непрестанно расширяют свою программу короткометражного кино. Самым крупным (в денежном эквиваленте) призом в области короткометражного кино является вручаемая ежегодно министерством культуры Германская национальная кинопремия за лучший короткометражный фильм.

Немецкое короткометражное кино вот уже многие годы – одно из ведущих в мире. Свидетельство тому – многочисленные награды, завоёванные на международных фестивалях и целый ряд «Оскаров» и номинаций на «Оскар» (в первую очередь студенческий «Оскар»). Интересы отрасли призван защищать созданный в 2002 году Национальный фонд поддержки короткометражного кино (AG Kurzfilm e.V.), объединяющий фестивали, киношколы и прочие организации и имеющий целью продвижение короткометражного кино на всех уровнях и поддержку молодых кинематографистов.

Программа короткометражных фильмов КОРОТКО И СО ВКУСОМ II – продолжение одноимённой подборки, выпущенной Институтом им. Гёте (Goethe-Institut) несколько лет назад. Отобранные нами 27 новых работ должны дать зрителю представление об актуальном состоянии дел в немецком короткометражном кино.

КОРОТКО И СО ВКУСОМ II

ТЫ И Я

Начнём с темы, без которой невозможно представить себе ни одну программу короткометражных фильмов, – темы любви.

Два неразлучных друга и одна общая возлюбленная - 27 минут ждёт зритель развязки в фильме «Чужое тело», не в силах оторваться от сменяющих друг друга кадров. Кадров статичных, ибо режиссёр, Катя Прачке, решила не размениваться на стандартное кино с «бегущими картинкими» и сняла свою любовную драму не много не мало, в стилистике фоторомана.

Вышеупомянутый недостаток скорости с лихвой компенсируется в другом фильме из этой рубрики – «Остаться как есть» режиссёра Свена Таддикена, герои которого мчатся, подстёгиваемые любовью и горем, по ведущему к морю шоссе.

Не менее головокружительно складываются взаимоотношения Отто и Анны в фильме Клеменса Пихлера «Аннаоттоанна», любовь которых неожиданно принимает весьма необычное направление во времени.

Успехом завершаются поиски утраченной гармонии в комедии Нееле Леаны Фолльмар «Мои родители». Её, не без участия дочери, вновь обретают родители главной героини, Мари, в финале картины.

Ну и, наконец, Флориан Миша Бёдер, сняв свой роуд-муви-мюзикл «Мне пора», нашёл, пожалуй, идеальную форму для самого что ни на есть музыкального объяснения в любви.

УЙТИ ИЛИ ОСТАТЬСЯ

О теневых сторонах немецкой действительности мы узнаём из раздела «Уйти или остаться». Невесёлые темы затрагивают Марк Андреас Бохерт в своей ленте «Мелочь» о взаимоотношениях бизнесмена с бомжом и Ханна Доозе в инцестуальной драме «Зайчик в яме». На примере двух этих фильмов видно, как важно найти правильный тон, говоря о больных сторонах жизни. Трезвость авторского взгляда и отказ от пафоса характеризуют фильм «Прочь!» Кристофа Вермке о поисках жизненной перспективы в невесёлых условиях восточногерманской глубинки. Краткость и лаконизм отличают другой фильм из этой рубрики – «Обычное дело» Тома Ценкера: внезапная вспышка насилия не останавливает планомерного течения делового дня. О колонизации по-африкански столицы земли Шлезвиг-Гольштейн, как последнем источнике надежды для местных жителей, мы узнаём из саркастичной и весёлой ленты Яспера Аренса «День, когда Винстон Нгакамбе приехал в Киль».

Не менее занимательно (и тем более мучительно для главного героя) складывается бюрократическая одиссея Бьёрна в фильме «Бьёрн или бюрократические препоны» Андреаса Нисснера.

Не занимать виртуозности в прохождении послевоенных внутригерманских таможенных барьеров героине ленты Инго Распера «Всё путём».

вернуться на сайт "ACHTUNG BABY!"