"Самое
главное - эволюция. Именно эволюцию я сделал
основным принципом своей жизни. Она необходима
как гарант постоянного развития. Многие люди
останавливаются в своем интеллектуальном
развитии на разных стадиях своей жизни. (...)
Поговорив с человеком о художественном
творчестве, можно сразу понять, в каком возрасте
прекратилось его развитие. Эти люди, как правило,
называют остановку в своем развитии убеждениями
или верой. Человеку начинает казаться, что он все
уже познал, все изучил, все знает... Я же считаю,
что процесс эволюции может остановить только
смерть".
/Сергей Курехин. 1954-1996/ |
МОСКВА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: СТРАСТИ ПО СЕРГИЮ
Сергей Курехин ушел из жизни в июле прошлого года. Годом раннее он играл в Японии с Отомо Иошихиде (Otomo Yoshihide). Они нравились друг другу. Прошлой осенью они планировали японский тур с американским исполнителем на свирели Кешаваном Маслаком (Keshavan Maslak). Этого не случилось - Сергей умер. Но Отомо и Кешаван сыграли несколько памятных концертов в Японии, после чего приехали в Россию сыграть два мемориальных концерта в Москве и Петербурге. Таковым стал путь Отомо в Россию и на то была причина - в Россию его привела личная и музыкальная дружба с Курехиным. Весьма короткий русский тур имел заголовок "Без Курехина" (Without Kuryokhin) и проходил в рамках русского мемориального фестиваля "Страсть по Сергею" (Sergey Passion). Всю осень и зиму он продолжался при поддержке агенства "Длинные руки" (Long Arms Agency), издательства ИМА-пресс и Фонда Сергея Курехина. Множество исполнителей новой музыки приняли участие в нем: Вячеслав Ганелин, Владимир Тарасов, Владимир Чекасин, Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Аркадий Шилкопер, Сергей Летов, Владимир Резицкий, Dieter Glawischnig, Николай Судник, Aлексей Тегин, Алексей Айги и его группа 4:33, танцоры, поэты, Maslak и Otomo, которые выступили дуэтом в совместном концерте 5 ноября в столичном Центральном доме Художника и 6 ноября во втором отделении на концерте в Петербурге (в первом играли дуэт Волков-Гайворонский). Довольно много людей собралось на концерте в Москве (около 400),концертный зал был практически забит; в Петербурге людей было значительно меньше - может быть 200 человек. Это были по-настоящему очень специальные вечера. Стоит заметить, что русская аудитория абсолютно не знакома с той частью музыки, которую, посредством своих смешений, использует Отомо. Хотя здесь и имеется множество ночных клубов с посредственными ди-джеями и техно-хаус миксами, однако ни один из них не играет такие пост-модерн вещи. Конечно, несколько русских маргинальных музыкантов играют экспериментальную музыку с пленочными петлями и перестановками, но в большинстве случаев они не известны. Таким образом можно утверждать, что русская аудитория не знакома с этой музыкой, однако нельзя утверждать, что аудитория не готова к этому. Это является по-настоящему актуальным искусством и русская аудитория очень открыта и признательна (и по-прежнему в состоянии живо воспринимать это), умеет чутко слушать и сопереживать. Это подтвердил и очень теплый сердечный прием с долго не смолкаемыми аплодисментами, устроенными Кешавану и Отомо. Музыкантам удалось создать на сцене атмосферу настоящего шоу Поп-Механики Курехина - его камерной части со множеством забавных эпизодов и весьма различной музыкой. Временами Кешаван играл роль рок-звезды и выкрикивал в микрофон "fuck" и "shit".Он также проделывал разные гимастические упражнения со своей гитарой и отчасти с полотенцем. Отомо разбрасывал по всей сцене множество своих виниловых пластинок, перекладывал белье из чемодана в пианино, ломал стул и прочее. А музыка! Она была ужасающей.
"Без Курехина" - был заголовок для этих концертов. Но это было не совсем верно. В действительности, намного лучшим заголовком для концертов мог быть стать "С Курехиным", ибо его присутствие беспристанно ощущалось на сцене! И не только в компакт-проигрывателе Отомо (он использовал множество музыки Курехина и даже заметил в интервью для русского телевидения, что имел с собой несколько мега-байтов Курехина в памяти своих звуковых аппаратов). Это выглядело так, что его дух контролировал все, что происходило в течение этих концертов. И это являлось причиной почему в одном из обзоров в московских газетах после концертов гласил: "Послание Сергею Курехину от Сергея Курехина".
(Keshavan Maslak & Otomo Yoshihide live pictures are kindly presented by Vladimir V.Tchouprakov (Alea Records, Moscow)).
Одиннадцать Дней с Сергеем Курёхиным в Нью Йорке.
Миша Гуткин
Новый музыкальный год в Нью-Йорке взял хороший старт. В течении одиннадцати дней в январе на различных площадках города можно было наблюдать нечто экстраординарное даже для музыкальной столицы мира: корифеи джаза импровизировали вместе с самыми продвинутыми экспериментаторами, классических исполнителей сменяли рокеры. Выступления музыкантов из России и Америки, Германии, Франции и Финляндии привлекали слушателей искушённых и не очень, от мала до велика. Международный Фестиваль памяти Сергея Курёхина обрушился на Нью-Йорк как снежная буря (которой в этом году так не хватает), расшатав кое-какие устои, раздвинув привычные рамки, изменив на время конфигурацию города.
Идея фестиваля возникла у его продюсера Бориса Райскина года два назад, ещё при жизни Курёхина. Тогда бывший петербуржец, участник хэппенингов знаменитой курёхинской Поп Механики виолончелист Райскин планировал провести в Нью-Йорке фестиваль русской музыки с участием исполнителей, как из самой России, так и из диаспоры. Идея получила поддержку Курёхина. В июле прошлого года на 42-ом году жизнь Сергея Курёхина оборвалась. "Я понял, что нужно нас всех собрать, - рассказывает Борис Райскин, - всех тех кто с ним играл, тех кто его знал и любил, каждый по своему, каждый за своё". Возможно, взявшись за организацию "нескольких мемориальных концертов, " Райскин ещё не предполагал во что это выльется. Но, как известно, аппетит приходит во время еды; и вот уже накануне фестиваля я получаю пресс-релиз, провозглашающий создание Неограниченного Содружества Искусств. Эклектическая идея хэппенингов и перформансов, смешения стилей и жанров, заимствованная Курёхиным у западных авангардистов и пропущенная им через уникальный фильтр сначала советской, а затем и пост-советской действительности, возвращается на запад в русской одёжке.
Райскин и его со-продюсеры (прежде всего, необходимо выделить Давида Гросса /Bliss Records/ и Александра Кана /BBC/) приняли единственно правильное решение, отвергнув идею воссоздания Поп-Механики. Вместо этого они решили построить на её принципах фестиваль, предлагая публике взглянуть большими курёхинскими глазами на различные проявления современного творчества, сосуществующие в едином пространстве.
Программа фестиваля была составлена вдохновенно. Первые три вечера прошли в клубе Knitting Factory, ставшем за последние годы Меккой современной импровизационной музыки. (Здесь в свое время выступал Курёхин; сейчас в этом клубе открыл свою неофициальную штаб-квартиру Джон Зорн, широта музыкальных взглядов и приёмы которого сравнимы с курёхинскими.) На сцене Knitting Factory впервые была представлена во всех ипостасях легендарная группа Три-О: первый состав - Аркадий Шилкропер, Аркадий Кириченко, Сергей Летов - плюс последующие участники Юрий Парфёнов и Александр Александров. В тот же вечер прозвучала музыка Скрябина и Дебюсси в исполнении Наны Мухадзе и еврейские мелодии с даунтауновским акцентом (группа Klezmatics). Главными событиями следующего дня были выступления немецкого джазового трио Бора Бергман/Томас Боргман/Петер Бротцман и саксофониста из Майями Кешвана Маслака с дочерью Мелиссой. Последние два альбома Курёхина были записаны вместе с Маслаком; в Knitting Factory он играл на фоне видеофильма о мемориальных концертах в Японии и в Санкт Петербурге. Под занавес в этом же клубе состоялся музыкальный дебют художников Комара и Меламида, исполнивших с помощью нью-йоркской группы Дэвида Солджера "самую нелюбимую народом музыку".
Одним из наиболее ярких и в то же время типичных событий фестиваля стал первый из концертов в Церкви на Вашингтон-сквере, который открыл хор из Нью Джерси Summit Chorale, исполнивший "Te Deum" эстонского композитора Арво Пярта. Вслед за этой строгой возносящей ввысь душу музыкой прозвучали вполне земные джазовые импровизации блистательного Анатолия Вапирова и других русских и американских исполнителей (особенно оригинальной была работа басиста Владимира Волкова). Концерт продолжался до поздней ночи, слушатели приходили и уходили, последняя группа вышла на сцену уже после того как истекло время аренды помещения.
Вторую половину фестиваля открыла в клубе Bitter End в Гринвич-Вилледж петербургская группа "АукцЫон". Всего они дали в Нью Йорке четыре концерта; их последующие выступления вместе с парижским битником-скватером Алексеем Хвостенко проходили в клубе Cooler. (Это место расположено на западной окраине Манхэттена, в "районе мясников", где в последние годы открылось множество интересных клубов. В своё время в помещении клуба тоже разделывали туши - отсюда название, "Холодильник"). "АукцЫон", регулярно выступающий в России и в Европе, впервые оказался в Соединённых Штатах; их появление здесь вызвало нечто граничащее с ажиотажем в русскоязычной тусовке и осторожное любопытство среди американцев, интересующихся альтернативной музыкой. Команда не разочаровала ни тех, ни других, показав оригинальный стиль: взрывоопасную смесь авангарда, джаза, панк-рока, афро-карибских ритмов и чего-то очень русского в голосе Леонида Фёдорова. Языковые иные барьеры были без труда преодолены за счёт энергетики Олега Гаркуши, преображающегося на сцене в шута, то балансирующего на грани пропасти, отчаянно пытаясь удержатся, то срывающегося вниз в экстазе свободного полёта, и непрерывно излучающего при этом неописуемый восторг идиота. "На сцене я улетаю, - рассказывает Гаркуша, - меня ничего не касается я думаю о чем-то своём: чаще всего о любви". И это чувствуется: "АукцЫон", родившийся в недрах ленинградского рок-клуба более 10 лет назад, не потерял свой молодой задор и не заразился звёздной болезнью. Кажется, что от каждого своего выступления ребята получают столько же удовольствия, сколько доставляют слушателям.
Можно долго ещё описывать фестивальные события: литературно-музыкальные чтения где Андрея Битова сопровождал Александр Александров на гобое, а, уже в другой день, поету Константину Кузьминскому аккомпанировал Аркадий Кириченко на трубе; тусовку в русской бане в Бруклине, с исполнением неподцензурных частушек (Misha and Natasha from Russia); заключительный концерт, на котором пианист Александр Палей играл Гершвина в сопровождении нью-йоркского оркестра Уолтера Томпсона, а дирижёр Андрей Борейко с фестивальным оркестром исполнили "The Leaden Echo" Леонида Десятникова, и выступления гитариста Тёрстона Мура /Sonic Youth/ и саксофониста Николая Рубанова /АукцЫон/, и завершившийся грандиозной jam session с участием Вапирова, Три-О, и других.
После одного из концертов мне вдруг показалась осязаемой идея фестиваля: карнавальное безумство "АукцЫона" пересеклось в памяти с возвышенными мелодиями Пярта. Как это ни парадоксально, но пути и того, и другого привели меня к одной и той же точке, той самой, где смыкается спектр различных жанров современного искусства и ты достигаешь трансцендентального (не побоимся этого слова), очищающего понимания разворачивающегося перед тобой действа. Заслуга организаторов фестиваля в том, что они, ценой бессонных ночей, предоставили контекст, в котором это стало возможно. В течении какого-то времени в Нью Йорке существовало творческое пространство, в котором обитал Сергей Курёхин. Из всего того, что было написано о нём в последнее время, я так и не сумел создать для себя его портрет. Вернее, портрет получался калейдоскопическим. Фестиваль не изменил этого впечатления. В частности, загадкой для меня остаётся сотрудничество Курёхина в последние годы с националистом Александром Дугиным. Хорошо знавшие Сергея люди уверяют, что его политической деятельности не следует относиться серьёзно. "То что он стал заниматься политикой, естественно, не означает что он стал заниматься политикой, - внушает Олег Гаркуша. - Я не верю ни на йоту, что он стал уважительно относиться к националистическим или ещё каким-то группировкам". Отказывается иметь дело с политикой (полагая, что это дело не очень чистое и не очень честное) и продюсер фестиваля Борис Райскин: "Я знал Серёжу как блистательного музыканта, импровизатора, композитора, Художника : и мы памяти такого человека делаем фестиваль".
Александр Кан написал: "Жизнь Курёхина, в человеческом измерении, была короткой, но чрезвычайно богатой событиями и достижениями". Таким же был и фестиваль его памяти в Нью Йорке.
PRESS RELEASE FOR THE
SECOND ANNUAL
SERGEY KURYOKHIN INTERNATIONAL FESTIVAL
New, avant-garde and experimental music - May 6 through 10, 1998 From May 6th through the
10th, 1998, Bliss Records in association with The Russian-American Cultural Forum are
pleased to announce The Second Annual Sergey Kuryokhin International Festival (SKIF2),
celebrating the life and work of the innovative Russian pianist/composer/actor Sergey
Kuryokhin (1954 - 1996).
In January, 1997, cellist/composer Boris Rayskin organized the 11-day Sergey Kuryokhin
International Interdisciplinary Festival (SKIIFestival) in New York City dedicated to the
memory of Sergey Kuryokhin. Tragically, Boris's life ended soon after the festival. SKIF2
is dedicated in his memory.
SKIF2 will once again bring together many artists with whom Kuryokhin collaborated, as
well those close to his creative spirit, to perform in this eclectic musical celebration.
The festival will showcase the most cutting edge avant-garde, jazz, and experimental rock
musicians from Russia, the United States and Europe including:
"Silver Apples", "TequilaJazzz", "Kolibri", Rashied Ali,
Marilyn Crispell, "Tri-O"(Russia), Vladimir Tarasov(Russia, Lithuania), Sakari
Luoma(Finland), Yudanov and Katz(Russia, US), David Soldier, "White Out", Borah
Bergman, Cyro Baptista(Brazil, US), "Vershki da Koreshki" featuring Kaigal-ool
Khovalyg of Huun-Huur-Tu(Netherlands, Senegal, Tuva, Russia), "The Slackers",
Volkov-Trio(Russia), Spectre and Sensational, Christian Marclay, DJ Toshio, OTOMO(of
Ground Zero of Japan), Ned Rothenberg, Khvost(Russia France), William Hooker, Lloop(WE)
Vs. Circuit Redux, Peter Brotzmann (Germany) and honorary guest artist Chico Freeman and
many more.
Daniel Rayskin, Boris's brother will perform a special dedication to his late brother.
"SKIF2" will be held at the best venues of New York City: THE COOLER, CAMI HALL,
MERKIN HALL, and the ELBOW ROOM.
The festival will be an opportunity for further collaboration between Russian, European
and American performers who will share their music with New York audiences.
SKIF2 is produced by Bliss Records in Association with The Russian-American Cultural
Forum. Artistic Direction for the festival is provided by Seva Gakkel, chairman of the
Board of The Sergey Kuryokhin Foundation, St. Petersburg, Russia, and Anatole Gerasimov.
For more information call the SKIF2 HOTLINE at (212) 330-0688 or check out the web site
www.skifnyc.com
PEace & lOve
David Gross
Bliss Records
http://www.skifnyc.com
Send mail to alien@ic.ru with questions or comments about this web site.
Copyright © 1997 Achtung Baby!
Last modified: Январь 05, 1999