Непробиваемая бронешинель
"Все мы вышли из гоголевской
«Шинели," - заметил однажды Федор Михайлович
Достоевский. Не вышли мы из нее, а сидим и по сию
пору в темной спертости, уткнувшись носами в
потную подмышку Власти. Иногда только сквозь
ворот к нам приходит чистый воздух, и мы видим
свет в конце тоннеля рукава и надеемся, что то
Великое, в чьей шинели мы запрятаны, вот теперь
расстегнет пуговицы — и придет долгожданная
свобода. И Власть расстегивает пуговки, но лишь
затем, чтоб запахнуться поплотнев. А самые
отчаянные все же хотят увидеть свет. Не тот, что
бликует на сарже подкладки, а настоящий. Божий
свет. Они цепляются за крючочки, замочки,
петельки душной необъятной шинели...
Показываются на крючке, под замком, в петле.
Мимо скудных пустоцветий
ошарашенных растений,
и цветов рожденьем в землю, а ресницами
наружу,
городов, где грязь и лужи, где дождем
срывалось небо,
где искусство отдается за отрезанные
уши,
где любая воплощенность превращается
в бесследность,
утекающую в вечность,
где болящая бесследность обращается в
беспечность...
Здесь вот мы и живем. Это стихи из книги
Алины Витухновской "Аномализм". Книга вышла
в1993 году, автору тогда было 20 лет. В 1994 году у нее
вышла вторая книга. Стихотворения публиковались
во многих газетах, нынешним летом она стала
членом Союза писателей Москвы. "Да ее балует
судьба," — скажете вы. Балует, и сама балуется,
в страшные игры играет.
С 16 октября прошлого года и по сей день
местонахождение Алины — «Бутырки». О том, как и
за что ее «взяли», написано и сказано уже немало.
И все же маленькая печальная
повестушка необходима.
Эпиграф 1
«Боязнь уткнуться в неперевариваемое «свое»
— причина отстаивания поверхностных социальных
идей. Внутренняя ущербность — мощнейший стимул
для развития стадного чувства». (Из статьи А.
Витухновской , рассказывающей о совместной акции
коммунистов-великодержавников и неформальной
молодежи.)
Эпиграф II
«Каков сегодня контингент потребителей ЛСД
по эту сторону западной границы? Студенты, люди
творческих профессий, которые труп искусства
желают поставить в «нереальное положение»,
оплодотворяя психоделическим раствором»». (Из
статьи А. Витухновской «Кислота спасет мир?» о
популярном в России наркотике — диэтиламиде
лизергиновой кислоты (ЛСД). «Новое время», 8/94)
«Четвертая власть»
Если бы я распоряжалась
многочисленными ныне журналистскими конкурсами
и фестивалями, я бы все призы(ну половину
точно)отдала бы Ольге Кучкиной за материалы о
"процессе года". Почитайте их, не пожалеете.
А еше прочитайте статью "Дурман" в
газете «Правда» за 30 сентября сего года. Вы
узнаете «правдивую» историю процесса
Витухновской, "наркоманки" и "бездари",
а заодно получите прекрасное представление о
том, что такое подметная журналистика.
"Алина"
Свое пребывание в "Бутырках"
Алина назвала "Продолжительной концетуальной
акцией". А она знает толк в акциях; Алина, одна
из самых ярких представителей нового искусства,
которое одни гордо, другие презрительно именуют
«постмодернизм», вращалась в кругу молодых
музыкантов, художников, поэтов, небоящихся идт
своим путем, отыскивать свой язык, свое сознание,
определяюшее бытие. Кто-то сравнил постмодернизм
с потоком, несушимся из прорванной канализации, в
котором плывуго обломки картин Возрождения,
куски хореев Классицизма и алебастровые
лилииДекаданса. Алина — сама себе постмодернизм
и концептуализм. Она и есть те обломки, что
несутся в вонючем потоке вранья, доносов, обысков
и «наваристого» тюремного супчика.
Полагаете, я теперь стану описывать,
как она истощена, бледна, надломлена? Я и сама
готовила себя к зрелищу жалостному, отправляясь
в суд в первый раз. Но если и есть вызывающая
красота — это красота Алины. Если и есть
вызывающая улыбка — это улыбка Алины. Если и
можно бросить вызов достоинством — Алина
бросает его. В обращении к прессе, опубликованном
26 августа газетой «Деловой мир», она пишет: «Меня
интересует эстетическая сторона дела. Мной была
придумана концептуальная акция, то есть все мое
пребывание здесь — это своеобразное
произведение искусства...»
Браво.
Она не позволяет взрослым играть своей
жизнью. Она играет ею сама. И играет всерьез. Она
не нарушит ни одного из своих правил. В этой игре
лишь она имеет право бросать кости, и, будьте
уверены Алина дойдет до конца. Она выиграет.