Алина Витухновская хочет уничтожить мир
На днях в казанском доме Дружбы народов состоялся творческий вечер скандально известной московской поэтессы Алины Витухновской, организованный обществом славянской культуры и ассоциацией национальных культурных обществ РТ.
Нимб мученицы, безвинно пострадавшей
от рук российских спецслужб, старательно
нарисованный пропагандистской правозащитной
кампанией московского ПЕН-клуба (Битов,
Вознесенский), обеспечил данному мероприятию
должное внимание со стороны "прогрессивной"
общественности города. Зал заполнили: бывшие
"кухонные" диссиденты, похожие на
восторженных инженеров советского периода,
поклонники авторской песни, мрачные от сознания
глобальности собственного "я" панки,
крашеные субтильные представители местной
модной прослойки поколения "некст",
ясноглазые хиповые девочки. Встречали их люди в
черном. Помимо заявленной "королевы вечера",
за столом президиума расположились:
представитель казанского отделения общества
"консервативных революционеров",
отколовшегося год назад от радикальной
национал-большевистской партии Лимонова, Павел
Зарифуллин (именно будучи еще в ее рядах, он
организовывал "вольно-пьющих"
студентов-маргиналов КГУ в пикеты в защиту
опальной поэтессы, о чем сам с упоением вещал в
партийной газете "Лимонка", подписываясь
именем Василиск Ставрогин), Михаил Вербицкий,
математик, пять лет обитавший в Соединенных
Штатах, издающий ныне интернетовский журнал
"Ленин", Юрий Горский, тоже когда-то активный
член НБП, ушедший вслед за партайгеноссе
Александром Дугиным в "консервативные
революционеры", издающий печатный журнал
"Бронзовый век" (русской поэзии - для тех, кто
не понял).
Первый, открывая вечер, назвал всех
присутствующих московских гостей
нон-конформистами, сообщил, что грядет
"бронзовый век" - эпоха сильных личностей,
которые, по его словам, станут чем-то вроде
паровоза, и на нем, предположительно, можно будет
въехать в светлое завтра, а у собравшейся публики
всегда есть выбор - либо на него (паровоз этот)
запрыгнуть на скаку, либо лечь на рельсы. Взявший
вслед за ним слово рыжебородый увалень Горский,
вкратце обмолвился о своем журнале, определил
сидящих с ним за одним столом как полюс обществу
"сникерсов" и зачитал подборку собственных
вяленьких виршей в стиле "люли-разлюли" и
"все плохо". Гениальный математик с
умиротворяющей улыбкой на лице поведал о скором
конце света, вследствие духовного кризиса,
поскольку культуру сейчас продают, и если
"раньше домохозяйка просто шла в магазин за
стиральным порошком, то теперь этот порошок она
видит ежедневно по телевизору". Далее вестник
Армагеддона рассказал, что Ленин - это некий
мистический символ, нечто близкое к магии
египетских фараонов и "всякого, кто пожелает
вынести его из мавзолея, надо просто руками рвать
на части". Гости отозвались на это заявление
стихами. Спектр: от "люли-разлюли" до
сублимационных списковых сентенций. И как
водится - "все плохо".
И вот, наконец, вслед за своими
собратьями по мировоззрению выступила Алина.
Стихи едкие, цепкие, как укус хорька,
провоцирующие. За каждым я почувствовал бездну
отчуждения от мира людей, слабость и силу
одновременно и словно притаившуюся перед
броском агрессию. Впрочем, стихов было немного:
лукаво улыбаясь, виновница торжества скрылась за
темными очками и предложила всем присутствующим
задавать вопросы. Образовавшейся временной
эмоциональной пустотой (публика переваривала
прочитанное) воспользовался некий слегка
нетрезвый престарелый субъект в тельняшке,
который зачитал в общем-то неплохое поэтическое
посвящение московским гостям, которое было
воспринято ими довольно иронично, поскольку было
выполнено больше по факту, чем по содержанию. Что,
впрочем, вполне соответствовало общему настрою
зала: все что-то слышали и что-то знали - но
конкретного не знал никто. Посему задавали
вопросы об отношении к творчеству Высоцкого -
отвечала Алина, что вообще не любит забивать
голову литературой, делая скидку лишь для
обожаемого Мамлеева, раскрывающего в своих
произведениях целый калейдоскоп человеческих
фобий, психических отклонений и тому подобного.
Витухновская поведала, что с детства чувствовала
себя обреченной на страдания вследствие того,
что должна жить в этом мире, подчиняясь чьим-то
установленным ранее законам. Считает, что
рождение - это есть преступление, поскольку, не
спрося его мнения, человека изначально обрекают
на смерть. Посему и старается как можно меньше
общаться с собственными родителями,
совершившими данное преступление ("мама,
прочитав мою первую книгу, решила, что породила
дьявола - с тех пор я ее не видела"). Сама рожать
она не собирается. Любовь, по ее мнению, - тоже
преступление, когда, "сливаясь в одно тело",
ты живешь не по своим законам. Женщиной себя она
не ощущает, поскольку это нечто "с авоськами в
руках", скорее ребенком. Мужчина - это тоже
"нечто асексуальное - лет за двадцать". Живет
поэтесса на деньги родителей, с которыми не
общается, или "мальчиков", с которыми иногда
встречается, а также на гонорары от стихов и
статей, которые публикуются как у нас, так и за
границей (недавно в Германии ей была вручена
стипендия в шесть тысяч марок). Ее стихи -
"психопатические проявления". Они нужны ей
для того, чтобы обрести власть над реальностью,
которой с рождения она была обделена. "Мир не
совершенен, он переполнен изначальным злом,
уничтожить которое нет возможности.
Единственный выход: уничтожить этот мир" -
основная концепция ее творчества.
Алина Витухновская боится смерти и
"с девяти лет" своего возраста. На мое
замечание, что ее стихи абсолютно не содержат
позитива, ответила, что "у нас с вами, видимо,
разное понимание этого - для меня
деструктивность и есть созидание". После
двухчасового общения гости покинули зал дома
Дружбы Народов, пообещав вернуться к сентябрю в
компании очередной нео-большевистской
рок-группы "Красные звезды" из Минска,
которая исполняет песни на стихи Алины.
Впечатление от встречи: все эти ребята в черном -
в свое время не наигравшиеся сполна дети. Став
взрослыми, они продолжают играть человеческими
ценностями, общественными и социальными
законами, балансируя на грани. И не дай нам Бог,
если в руки им попадется граната или еще что
покруче.