Проруха на “старуху”
“Если по капле выдавливать из человека
раба, то ничего не останется”, - сказала девочка
однажды. Чем приятно удивила Виктора Ерофеева –
он сразу признал ее победительницей в
единоборстве творческих концепций: Чеховской, с
одной стороны, и смелой поэтессы Алины – с
другой. Не так давно имя Алины Витухновской
зазвучало не только в связи с литературой, но и в
контексте скандального судебного процесса. Речь
шла о хранении и сбыте наркотиков. Творческий
путь преградили стены Бутырки.
Вначале лета Витухновская пожаловала
в Питер: в ПЕН-клубе состоялась пресс-конференция
по поводу выхода новой книги поэтессы
"Последняя старуха-процентщица русской
литературы". Книгу полистали… и всем стало
ясно, что Витухновская -"фрукт" весьма
экзотический и “по зубам” лишь взрастившей ее
московской тусовке.
Сегодня трудно чем-либо удивить,
особенно на литературном поприще, где варианты
заранее просчитаны. Все написано до нас и без нас.
Но Алина презирала пораженческие
настроения с детства. Она была талантлива, и
богемная среда родительского дома
спровоцировала ее на решительные действия.
Свою первую книгу Витухновская написала в 14 лет.
"Непричесанные" черновые записи
несовершеннолетней “человеконенавистницы”
вышли под названием "Аномализм". Юным
дарованием заинтересовались, начали
публиковать, пригласили в Союз писателей.
Она не была поэтессой по призванию:
скорее - по "самопринуждению". В интервью
Алина не скрывала: “Хотелось власти”. Она
видела, как общество реагирует на искусство:
обретший славу художник "заставляет зависеть
от себя". Искусство только внешне безобидно и
безоружно, но в сущности своей оно -
"тоталитарно". Так решила Витухновская и
"приравняла к штыку перо".
Искусство - лишь средство. Орудие -
слово. Сродни тому, каким оно было в руках
Маяковского, Хлебникова, Введенского.
Литературный стиль Витухновской сразу же
зарядили в одну “обойму” с имажинистами,
футуристами, символистами, кубистами - со всеми,
кто экспериментировал с формой и раздражал слух.
Полная неологизмов а-ля Маяковский, авторских
символов и хлебниковских "перевертышей",
поэзия Витухновской - чистый футуризм.
Одиночными “выстрелами” в литературный
“вакуум” современности прозвучали два
следующих сборника стихов “Детская книга
мертвых” и “Собака Павлова”
Но творческий процесс, подобно
снежному кому с горы, не имеет обратной
траектории. Взяв разгон, поэтесса на полном ходу
своей “виртуальной машины” пересекла границы
собственной свободы, которые, как известно,
заканчиваются у границ чьей-то чужой. В роли
“чужого” оказалось государство. А в
единоборстве поэта и государства всегда
выигрывает последнее.
Судебный процесс над Витухновской
длился три года. Половину из этого срока она
провела в Бутырке, где и написала привезенную в
Питер книгу.
А свое тюремное заключение поэтесса
расценила как вызов своему таланту.