К площади Маяковского прибиты два
скальпа
Скальпы были прибиты крупными,
величиной с ладонь, гвоздями у ног девушки,
которая стояла отвернувшись и молчала как рыба. В
руках у девушки был магнитофон. Во время действия
раздавались еле слышные женские крики,
смикшированные из какой-то музыки. Акция группы
“Нецезиудик” называлась “Гвозди, или Мы шагаем
по Москве”.
Сентиментальная публика долго
обсуждала зеленоватое ухо, торчащее из косматых
волос. В космах прячутся бездны. По Проппу,
мертвые слепы относительно живых, а живые —
относительно мертвых. “Живые” для “мертвых”
так же воняют. Это взаимоотталкивание Иного дает
нам удивительный шанс сохранить самих себя,
собственную вселенную. Все пограничные
состояния грозят распылением в Иное. Можно
развернуть в себе мир, а можно рассыпаться в
бесконечных интерпретациях себя другими. И
мальчишки, обрезая ниточки и дырявя память, лишь
расширяют и себе черные дыры — бесконечную
возможность коммутации с Иным и утрату
прозрачности для света.
Однако агрессивные молодые художники
придерживаются другой точки зрения. “Сначала
нужно резать!” — лозунг препараторов и
революционеров. Но революция может быть лишь там,
где ее не может быть: столь ангажированное
пространство, как площадь Маяковского с ее
навязчивым красным асфальтом, располагает к
ремиксам лозунгов и профанации страстей.
“Следы”, “ступни”, “воля к власти” и прочие
цитаты ведут к банальностям, в которых не хочется
блуждать. “Искусство как насилие” привлекает и
отталкивает.
Дети, словно испуганные зверьки,
убегают, нашкодив за спиной у Маяковского, и
через сто метров врезаются на “мерседесе” во
встречную машину. Брошенные резиновые перчатки и
комочки волос, похожие на куличики, остаются на
площади. Они лежат и воняют. Запах может сниться
потом по ночам. Как вспоротые табу долго мстят и
разрывают ночные кошмары, так и гвозди
пригодятся для распятия.