"Звереед приходит ночью" О стихах Алины Витухновской

    Талант Алины Витухновской был замечен еще в конце 80-х годов.
    О человеке, сидящем в тюрьме, трудно сказать, что ему повезло, но творческая судьба Алины складывалась вполне счастливо.
      Вдруг торжество само
      Собою?..
      Вдруг торжество само
      Собою?..
      Само пришло, само собою,
      Само случилось торжество?!!

    Этими словами открывается сборник «Детская книга мертвых», выпущенный издательством «Эмко». Не каждый поэт в России издает свою первую книгу в 21 год. Но, видимо, за такое счастье в России положено неминуемое возмездие. Казнь игрушек, так талантливо описанная Алиной в 1993 году, ныне стала для нее жизненной явью.
        Оторвали мишке лапу,
        Оторвали зайцу ухо,
        Угостили Зверееда,
        Прозвенели погремушкой.
        Мрачно к кошке и кукушке.
        Звереед приходит ночью.
        У него в руках газета,
        У него в кармане ножик.

    Это прямое предсказание своей судьбы. Зверееды действительно нагрянули с газетой, где была напечатана статья Алины о путях наркобизнеса. Никому неохота отстреливаться от настоящих мафиози и уж тем более связываться с наркобаронами. Куда безопаснее схватить двадцатилетнюю девушку, чья ранняя поэтическая зрелость так напоминает поэтическую судьбу Марины Цветаевой с ее детской незащищенностью и уязвимостью.
        Никому уже не страшно.
        На веревках как игрушки
        С узким мятым мокрым горлом
        Виснут кошки и кукушка.
        А вдали не понарошку
        Два зверька свисают с вишни.
        Нету, нету больше зайца,
        Нету, нету больше мишки.

    Однако глубоко просчитаются те, кто примет поэтическую незащищенность Алины за слабость. Уже в 20 лет она, как заклинание, шептала строки, пародирующие советскую демагогию времен Горбачева.
        Хлеб - наше богатство,
        Сыр - наше богатство.
        Бор - наше богатство.
        (1990)

    Талант Витухновской трагичен не менее, чем у ее великих предшественниц. Возможно, это объясняется суровостью российской жизни, а может быть, это чисто поэтическая смелость заглядывать за горизонты жизни и смерти. Даже знакомые, хрестоматийные пушкинские темы звучат у нее трагично.
        Зима
        Крестьянин торжествует.
        Зима
        Крестьянин торжествует.
        Зима
        Крестьянин торжествует
        В его глазах такая радость
        В его глазах такая радость
        В его глазах токая радость
        Такая жуть, такая тьма.
        Откуда это состоянье?
        Откуда это состоянье?
        Откуда это состоянье?
        Жизнь. Патология. Зима.
        (1991)

    Почему-то я верю, что самые мрачные предчувствия Витухновской, охватившие ее поэзию в столь раннем возрасте уже за три года до ареста, все же не полностью оправдаются.
    Последней жертвой государственной тоталитарной мясорубки был писатель А.Марченко, погибший от голода в Чистопольской тюрьме. Он отказался подписать насквозь фальшивое типовое прошение о помиловании и объявил голодовку. Жене был выдан скелет, обтянутый кожей, как в Освенциме и Дахау.
    Только три года при новой власти не арестовывали поэтов. С ареста Алины Витухновской отсчитывается новый, но уже привычный виток репрессий против писателей.
    Пока же еще остается надежда, что судебные власти услышат пророческую поэтическую мольбу Алины Витухновской в одном из ее стихотворений.
        Уходит существо.
        Уходит существо,
        Не знает ничего.
        Не скажет ничего.
        Кого сглотнула тьма?
        Сказали: "Для чего?"
        "Не твоего ума!"

    Мы так долго ждали, пока зазвучит голос нового поколения. И вот он звучит. Из тюрьмы.

Назад к Созданию Образа