ОБРАЩЕНИЕ НА ЗАЯВЛЕНИЕ
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
ВРАТЬ - ГРЕШНО!
СУДИТЬ - ГРЕШНО!
ДОНОСИТЬ - ТОЖЕ НЕХОРОШО!
ОКСТИТЕСЬ!
И ВОЗРАДУЙТЕСЬ!
ПОТОМ.
Премного тронуло и умилило “участников сатанинской акции” сие безыскусное письмотворчество. Вольно оскорбляться чувствами тому, чьи чувства взыскуют оскорбления. Для кого и пасмурный день - злые козни, а для кого и кобыла - невеста. Но мы так не скажем. А ответим корректно и по существу. Итак.
Во-первых, 1 апреля 2000 на территории Российского института культурологии проводились съемки эпизода фильма об актуальном искусстве в современной России. Авторами фильма ставится задача как реконструировать некоторые реальные события, так и деконструировать общую ситуацию современной художественной среды (арт-тусовки) Москвы в последние годы. Исходя из этих задач, некоторые эпизоды можно решить в симулятивно-игровой манере, другие же требуют документальной подлинности: еще не создан в мировом кинематографе кадр, глядя на который нельзя было бы отличить реальной боли от актерской игры. Считаем, что судить о происходившем на съемочной площадке, по одному эпизоду из нескольких десятков вне контекста завершенного фильма - просто некорректно. Впрочем, директор института культурологии К. Э. Разлогов, являясь крупнейшим в стране специалистом в области кино, может это объяснить вам, людям, видимо, непосвященным в нюансы кинопроизводства, куда более авторитетно, нежели мы. Жаль только его беспокоить по столь надуманному поводу.
Во-вторых, внутри данного эпизода была проведена акция, являющаяся одновременно и его содержанием (часть фильма) и целым произведением. Смысл и пафос этой акции направлен в первую очередь против поверхностного спекулятивного использования современным искусством религиозной тематики - как pro, так и contra Церкви и Веры. Но мы, люди невоцерковленные, хотя и воспитанные в православной культурно-исторической традиции, имеем резон заметить, что современное состояние Церкви (не только христианской), на наш взгляд далеко не обеспечивает ее (их) претензии на то, чтобы быть духовным пастырем, консолидирующим всех россиян. Этот мотив - фоном, но не основной темой! - тоже прозвучал на акции. На что, убеждены, имеем полное гражданское право.
(Для особо догадливых уточняем: фоном был попсовый Храм Христа Спасителя, с его сомнительной духовной аурой, а вовсе не храм свт. Николы на Берсеневке, совершенно нам не интересный ни с какой точки зрения.)
В-третьих, по тексту ЗАЯВЛЕНИЯ:
Напрасно вы так. Не по христиански как-то. А может, именно по христиански?
- Мы, как люди светские, живущие в светском государстве, вовсе не обязаны сверять свою жизнь по церковному календарю. Для нас 1 апреля - день смеха и розыгрышей, а не канун Крестопоклонной недели.
- Неправда, что акция проводилась “в непосредственной близости от храма”, на наш взгляд то была “посредственная дальность”. Храм и место акции разделяет здание института культурологии (отнюдь не миниатюрное и весьма непрозрачное). Еще доказательство: при съемке акции четырьмя камерами во всех возможных ракурсах ни церковь свт Николы, ни даже ее ограда ни разу не попали в кадр. НУ НЕ УПЕРСЯ НАМ ВАШ ХРАМ НИ ВО ЧТО!
- “Сатанинская акция”.
Вам, господа прихожане, конечно, лучше знать, что такое сатанизм, и какие ему приличествуют акции. Для нас, честно говоря, это такое же мракобесие, как и, к примеру, евхаристия по Знаменскому канону. Заметим, однако же, для справедливости, что ни одного предмета, который можно было бы атрибутировать в качестве культового без дикого напряжения воспаленной фантазии, в акции задействовано не было. Использованы: молоток (что-то масоны-вольные каменщики с претензиями запаздывают), два гвоздя (кто там на очереди?), деревянный поддон с приколоченной сверху (не накрест!) доской, - впрочем, об этой конфигурации речь ниже. Разорвана спортивная майка на авторе (на ветхое рубище потянет?). Съемочная техника. Все. Заклинания не произносились (только интервью прессе), жестикуляция - предельно нейтральная (поднятие автором по окончании акции рук вверх призвано было уменьшить приток крови к кистям).- Насчет “оскорбления чувств верующих”, как и “кощунственности действий под предлогом творческого самовыражения” см. первый абзац ОБРАЩЕНИЯ.
- Вообще-то “распятие человека” для нас, ярых футбольных болельщиков, имеет огромное символическое значение. Фаны “Спартака” справедливо обижаются на то, что некто по имени Иисус из Назарета последние две тысячи лет монополизировал эту позу. А ведь наш кумир - восставший гладиатор Спартак - ее принял лет на сто пораньше. Где справедливость?
- На спине Олега Мавроматти было не “написано “я не сын Божий”, а вырезано “я не сын бога”. Почувствуйте разницу, коли сведуете. Цитировать надо точнее.
- “Эти действия”
столь же похожи на “то, что произошло в Манеже, где Тер-Огасян осквернил иконы”, сколь “чудо о Змее” на санобработку в серпентарии, или “чудо в Кане Галилейской” на второй поход за водкой во время холостяцкой пирушки. Кстати, Авдей Тер-Оганян не осквернял иконы в Манеже, а рубил имитации, конечно же, не освященные, что всем присутствующим было совершенно понятно. Нашу оценку эстетической состоятельности, в частности, и той акции мы и высказываем в образной, а так же вербальной форме (см. “Во-вторых...).- “Участники акции” не “обращались к детям прихожан с настойчивой просьбой дать интервью”,
по той простой причине, что нас абсолютно не интересовало мнение об акции ни детей, ни даже их родителей. Это не было предусмотрено ни сценарием эпизода, ни акции. Роли и функции участников были строго распределены, и каждый был занят своим делом. Возможно, мнением детей (которые, кстати, близко не подходили, а издали могли наблюдать, скорее всего, лишь плотно сбившуюся оживленную толпу) заинтересовались журналисты? Извините, но это не наша “епархия”...- Не интересовала нас и доска объявлений храма (см. п. 2). “Богохульные листовки” предназначались а) в Интернет
(своим - для сбора массовки); б) журналистам - чтобы меньше отвлекаться на разъяснения, о чем речь, чтобы глупостей не писали, - кое-кому не помогло... Кто разместил их на доске объявлений - Господь знает. Хотя, с другой стороны, если доска объявлений храма - это со-общение с паствой, окно в мир, почему тогда нельзя через нее отправить послание приходу, служителям Церкви? В листовках есть претензии, но нет оскорблений: почему же тогда вы укрываетесь от неудобных вопросов, подобно тому, как “новый русский” укрывается в своем “мерседесе” за затемненными стеклами - ему изнутри видно все, а он - никому?- По существу того, что написано в листовках - разговор особый, при условии вменяемости и элементарной грамотности оппонирующей стороны.
- И последнее. Кем, простите, себя считает община храма свт. Николы на Берсеневке, точнее, те пятнадцать человек, подписавших заявление, и сорок, подписавших другое - в Мосгорпрокуратуру, те, которые облыжно и осудили, и возложили “ответственность за происшедшее” на человека, чью вину даже не потрудились доказать? Не гордыня ли это, подкрепленная ложью? Уж точно - донос, растиражированный полупорнографической желтой прессой (поздравляем, хорошего вы себе союзничка нашли - “Труд-7”!), и основанный на лжесвидетельстве! Ведь ни сорока, ни пятнадцати, ни одного из вас там не было! Некому было “оскорбляться кощунственной сатанинской” акцией!
Те Же