Мифы конца второго
тысячелетия
14 апревя 1994 Года в центре Москвы
появляются странные “марсиане” — трое
городских партизан, облаченных в костюмы
американских подводников. Это группа
“Департамент пропаганды насилия”: Сэнди
Ревизоров, Алексей Зубаржук и инфернальная Алина
Витухновская. В то холодное весеннее утро они
проводят акцию “Гвозди. Мы шагаем по Москве”,
манифестирующую тотальный разрыв с человеческой
моралью и репрессивной культурой — за
памятником великому советскому поэту
Маяковскому прибивают к асфальту скальпы. В
руках Алины черный магнитофон, издающий резкие
звуки. Сзади Сэнди, методично стуча, прикрепляет
у ее ног липкие куски когда-то живой человеческой
плоти. Малочисленная публика недоумевает, кто-то
падает в обморок. Никакой кинематографичности,
голый натурализм. Тот самый Поступок, который,
согласно Каббале, важнее веры. Перформанс,
сместивший искусство в сферы физиологии,
психопатологии, психиатрии. Жест, достойный
лучших сюжетов Невзорова. Некрореализм в
действии.
Любая культура по существу
репрессивна. Современная культура, связанная
политическими и социальными ограничениями,
репрессивна вдвойне. Прибиваемые к асфальту
скальпы показывали ущербность человеческой
породы. Сэнди, Алекс и Алина являли воплощенную
на новом уровне Троицу, где Алина претендовала на
роль богоубийцы, Сэнди выполнял функцию
бога-мстителя, а Алекс — его непутевого
сына-недоделки. Алина вступила в ритуальную
схватку с человеческими богами, совершив
символическое осквернение их творений. Миру
брошен вызов. Но мир ничего не понял. Тем хуже для
мира. Тем лучше для войны. Грядущей войны
маленького существа с первопричиной всего
сущего.
“Хороший человек — это мертвый
человек”, — часто повторяет Алина.
Действительно, мертвые слепо подчиняются чужим
правилам — к тому же мертвяки такой удобный
объект для экспериментов! Алина очень любит
морги. Воспроизведя себя в пяти млрд.
экземпляров, людишки не озаботились утилизацией
собственной падали, в кою превращаются после
своей никчемной жизни. Алину тошнит от одного
вида маленьких детей, она мечтает повесить
девочек в веселеньких платьицах на фонарных
столбах вдоль Крымского Моста. Она испытала
эйфорию, увидав летящую вниз по эскалатору
окровавленную тушку какого-то мужика.
С конца 1994-го Алина завоевала прочную
репутацию наркодилера. Этому способствовал
шумный арест. Шестое Управление КГБ - ФСК,
арестовавшее маленькое экзистенциальное
существо, потребовало информацию, касающуюся
другого Управления. Эфемерность и явная
ненастоящесть происходящего обострялись с
осознанием странного единства экзистенциальной
девочки и безумного режиссера из Алининых снов.
Сценой стад зал судебных заседаний. Статисты,
актеры, осветители, оператор, художники по
костюмам — все на местах. Автор сценария —
ФСК-ФСБ. По ходу процесса режиссер меняет
сценарий, превращая документальный фильм в
криминальную драму. Массовка в неведении
относительно творческих контактов между
сценаристом и режиссером. Тандем или
соперничество? Проведя год в Бутырской тюрьме
Алина в октябре 1995-го выходит на свободу — ей
меняют меру пресечения на подписку о невыезде.
Спустя почти два года назначена дата нового
заседания за время следствия изменились состав
суда, и политические ориентации. Алина так и не
дала никаких показаний — “Никого не сдать — это
же круто!” Криминальная драма “Процесс” длится
более трех лет. Очередной акт начался 23 октября
1997 года — с повторного ареста прямо в зале суда.
Алина Витухновская не пыталась скрыться от
органов следствия, не воспользовалась она и
присуждением престижной премии Топфера (ФРГ) для
выезда за рубеж -“Лучше тюрьма на Родине, чем
свободная жизнь на Западе!”
Несколькими поколениями раньше Алина
с ее дерзостью, склонностью к смелым
экспериментам и магнетической
привлекательностью могла стать основательницей
нового культа.
Представляет интерес наблюдение
специалистов санитарной службы:
“Психологический тип довольно распространен. Но
его внешняя интерпретация необычна. Полное
противоречие между внешним и внутренним.
Активность и пассивность идут параллельно.
Эмоции подавлены, загнаны в самые темные уголки
подсознания. Крайне нуждается в поддержке, в
одобрении каждого своего шага, хотя и пытается
отстоять свою независимость. Обладает очень
тонким чувством времени и пространства. Очень
сексуальна, обладает сильной энергетикой.
Мировоззрение на стадии грудного младенца:
"я" и "не я". Легкоранима, но обладает
стойким иммунитетом к внешним воздействиям.
Обладая интуицией в сфере сверхнормальностей и
сложных логических построений, не может их
адекватно оценить, так как абстрактное мышление
развито слабо...”
- Я похожа на драг-дилера? - спрашивала
маленькая девочка. Что ожидала она услышать?
Подлинный драг-дилер меньше всего и похож на
барыгу из Отрадного. Настоящий нелегал из отдела
“С” меньше всего похож на спецагента. Охотник за
веществами идет на задание. На задание длиной в
пять лет... Драг кэтчер. Drug catcher. Суд 11 декабря
направляет подсудимую на психиатрическую
экспертизу в институт Сербского. Книги также
направлены на экспертизу - случай в
постсоветском пространстве уникальный. Алина
выпустила пять книг. Кто она? Поэтесса? Весталка?
Агент? Драг-дилер? “Сделайте меня героем своих
комиксов”, — просила юная бунтарка. И стала
героем.